УДК 373

Развитие креативности школьников средствами иностранного языка

Потокина Наталья Константиновна – учитель МГБОУ СОШ №1 «Гармония» г. Кумертау Башкортостан.

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос развития креативности школьников средствами иностранного языка. Предложен опыт работы педагогического коллектива школы с углубленным изучением английского языка с целью создания условий для развития креативности школьников.

Ключевые слова: креативность, иностранный язык, педагогические технологии, иноязычная образовательная среда.

Вопросами развития творческого потенциала личности обучающихся с давних пор занимаются зарубежные и отечественные исследователи и педагоги: А. Г. Асмолов, М. Боден, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Петровский, В. А. Сластенин, Э. Торренс, А. Маслоу, Р. Стенберг. Актуальность обращения к проблеме развития креативности средствами иностранного языка обусловлена изменением подходов к рассмотрению данных понятий в российском и зарубежном образовании. Смысл образования определяется как обретение человеком своей сущности, максимальное раскрытие ее и ее субъективных качеств [2].

В данной работе рассмотрен вопрос развития креативности школьников средствами иностранного языка. Такие исследователи как В. А. Бажанов, В. И. Журавлев, И. А. Колесникова и др. считают, что знания и умения, которые школьники приобретают, изучая иностранный язык, располагают довольно большим ресурсом для саморазвития личности, способствуя становлению творческого характера межкультурного общения. Т. В. Булыгина, М. Л. Вайсбурд, А. А. Вербицкий, М. В. Дружинина, С. Феликс и др. говорят о развитии креативности, используя возможности иностранного языка как одного из важнейших факторов ее развития [1]. Проблемы развития креативности с точки зрения ценностного аспекта рассматривают Е. В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, О. М. Леонтьева, Е. М. Розембаум, В. В. Сафонова и др.  Изучение иностранного языка расширяет диалогические возможности культурного слоя сознания, в котором возникают, сохраняются и живут ценности.

Креативность связана с творческой восприимчивостью к инновациям, открытостью для проникновения иноязычной культуры, готовностью к изменениям, а также с интуицией, интеллектуальной инициативой [2].

Включение школьников в креативную познавательную деятельность, которая представляет собой активное самостоятельное познание объектов окружающего мира, которое направлено на удовлетворение познавательных потребностей и интересов способствует формированию и иноязычных знаний. Результатом данного процесса являются субъективно новые знания по иностранному языку.

Образовательная деятельность МГБОУ СОШ №1 «Гармония» в городе Кумертау (Башкортостан) направлена на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной, творческой личности.  Развитие креативности школьников происходит в процессе изучения иностранного языка, в том числе. Для успешного освоения иноязычный знаний и умений необходимо использование педагогических технологий, благодаря которым создаются условия для возникновения самоконтроля, ценностно-мотивированной коммуникации, позволяющей раскрыть личностный потенциал каждого участника образовательного процесса.   

Учителями английского и немецкого языков в течение учебного года (2020 - 2021) регулярно проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия: традиционный конкурс «Mister and Miss English» для учеников 11 кл., на котором участники демонстрируют уровень владения английским языков через разнообразные конкурсы: визитная карточка, поэтический, лексический, страноведческий, творческий конкурсы. Апогеем этого конкурса является неподготовленная, спонтанная речь участников на определенную тему на английском языке. Клуб «Юный дипломат» продолжил активную работу. Было проведено много замечательных мероприятий и совершено поездок: фестиваль - марафон «Страницы истории Башкортостана» в г. Уфа, международный форум в Израиле, Российско-белорусский форум для детей и молодежи "Дипломаты будущего" в г. Смоленск. Был организован конкурс «Дипломаты – послы мира!». Ребята соревновались в ораторском искусстве, написании эссе на английском языке с презентацией, штурме дипломатических идей " Конфликты и их решения".

В рамках педагогического совета «Создание условий социальной безопасности школьника как фактор формирования функциональной грамотности» учителями проводятся бинарные уроки: бинарный урок (англ.язык +башк.язык) по теме «Food. Еда» в 5 кл., бинарный урок (обществознание + англ. язык) по теме «People Around Me. Люди вокруг меня» в 6 классе, бинарный урок (немецкий язык+физика) «Atomstruktur. Строение атома» в 9 кл., «Имя прилагательное в английском языке» в 3 кл.

Основной функцией преподавателя по развитию креативности средствами иностранного языка является повышение мотивации.  Чтобы повысить интерес учащихся к изучению иностранных языков, способствовать расширению кругозора и развитию их креативности учителями проводятся внеклассные мероприятия. Так, в течение учебного года были проведены радиопередачи «Европейский день иностранных языков», «День толерантности», «День рождения Роберта Бернса», «Thanksgiving Day», «Рождество», «День святого Валентина».  К празднованию Нового года: изготовление новогодних открыток (5-7 кл.); разучивание песни «Jingle bells» (5-7 кл.); разучивание новогодней песни «Last Christmas» (8-11 кл.).

Игровые ситуации играют немаловажную роль в процессе развития лингвистической креативности. Игра способствует интенсивному развитию всех видов речевой деятельности. В процессе игровой деятельности происходит интенсивное развитие личностных, индивидуальных качеств школьника и усвоение новых знаний и умений, а также развитие ценностного отношения к изучению иностранного языка.  Так, в течение учебного года, учащиеся 3х кл. принимают участие в «Интеллектуальном клубе», 4х кл. - в «Интеллектуальном марафоне». Ученики 6-8 классов приняли активное участие в замечательном музыкальном фестивале «Rainbow», интеллектуальной игре «Jeopardy game», «Что? Где? Когда?». Для учеников 7- 9-х кл. был проведен конкурс синхронного переводчика, грамматистов, конкурс по аудированию «The best ear». Учителями была проделана огромная работа при подготовке этих мероприятий, поэтому учащиеся участвовали в них с огромным удовольствием.

Создание иноязычной креативной образовательной среды в условиях школы стало возможным благодаря применению технологий электронного обучения (дистанционное обучение, электронная почта, чат, телеконференции). Ребята принимают активное участие в многочисленных дистанционных конкурсах и олимпиадах: Я-лингвист, Лига эрудитов, Учи.ru, Навыки XXI века, Евразийская многопрофильная олимпиада «ПОИСК», “Auf gut Deutsch”, «Вот задачка», Konkurs-start.ru, Олимпиада Skyeng.

Таким образом, прямой передачи знаний по иностранному языку недостаточно для развития креативности школьников.  Важную роль в процессе развития креативности средствами иностранного языка играет интеграция общеобразовательных умений и иноязычных знаний; создание иноязычной креативной образовательной среды; межсубьектное взаимодействие участников процесса обучения иностранному языку; мотивация самих учащихся к межкультурной коммуникации.

Список литературы

  1. Мороз, В. В. Развитие креативности будущих учителей в процессе педагогической практики / В. В. Мороз, Е. Р. Южанинова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 8(101). – С. 76-78.
  2. Халюшова, Г. А. Развитие лингвистической креативности студента университета на занятиях по иностранному языку / Г. А. Халюшова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – № 3(49). – С. 144-152.

Интересная статья? Поделись ей с другими: