УДК 37.01

Он-лайн обучение: pro et contra

Марьин Евгений Владимирович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Земельного права и  государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии.

Аннотация: В статье отмечается, что информационные методы обучения важны с точки зрения общего улучшения системы образования. Их развитие может быть основано на множестве инициатив в данной области и должно быть построено на прочной эпистемологической, психологической и методологической основе. Однако, информатизация профессионального образования, как и любая имеющаяся методика преподавания в высших учебных заведениях, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Обеспокоенность некоторых преподавателей не безосновательна. В тоже время нельзя отрицать возможности, которые открывает перед нами информационная среда.

Ключевые слова: информационные методы, дистанционное обучения, COVID-2019, модернизация образования, онлайн-обучение, эффективность обучения, профессиональные компетенции.

В системе информатизации образования важным составляющим выступают дистанционные образовательные технологии и дистанционное обучение, которые в условиях современных реалий с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019 широко применялось в средних и высших учебных заведениях  страны [1, c.77].

Существует определенное количество программ, способствующих организации и проведению электронных занятий. Среди них: Moodle, Teams, Zoom и др. Говоря о системе Moodle, отметим, что она специально была разработана для создания преподавателями качественных онлайн-курсов и предоставляет широкие возможности для вынужденной поддержки процесса обучения в системе дистанционного обучения [6,c.99].

У данной платформы имеется ряд преимуществ: простой, совместимый с большинством браузеров интерфейс, не требующий специальных навыков во время работы обучающихся; в системе создается и может храниться портфолио всех студентов; в качестве системы оценивания может быть выбрана любая на выбор преподавателя и др. Также немаловажно, что данная программа распространяется бесплатно. Облегчает интеграцию информационных технологий в образовательную среду и то, что за последние два десятилетия молодежь повсеместно изучила основы компьютерной грамотности, а такие детали, как компьютер или Интернет, сегодня являются неотъемлемой частью жизни у молодежи.

Онлайн-обучение – это образовательная и технологическая форма, которая касается непрерывного обучения, высшего образования, а также обучения в компании, то есть для взрослого учащегося с определенной автономией в организации своего процесса обучения, как, например, в бизнесе. Однако следует отметить, что в Соединенных Штатах в недавних официальных текстах электронное обучение часто отклоняется в форме «расширенного обучения с использованием информационных технологий» для всех типов населения, от детского сада до непрерывного образования, и что оно включает в себя все уже известные нам образовательные технологии: учебные пособия, CD / Rom, гипермедиа, IntelligentTutor… [7, c.194].

Таким образом, электронное обучение будет представлять собой совокупность существующих педагогических практик и образовательных технологий, развитие которых будет происходить в результате стремительного распространения Интернета с его потенциалом повсеместного распространения. Однако, поскольку недавние разработки в организациях, электронное обучение, в том виде, в каком оно сейчас возникает, имеет характеристики, которые отличают его от подходов к образовательным технологиям, какими мы их знаем.

Смешанное обучение сочетает в себе концепции онлайн- и офлайн-обучения. Смешанное обучение относится к методу приобретения знаний или создания знаний с использованием взаимодействий (субъект-субъект или субъект-ресурсы), передаваемых телематической системой.  Электронное обучение может проходить удаленно (онлайн), в классе (офлайн и / или онлайн) или и то, и другое. Онлайн-обучение – это специализация дистанционного обучения (или дистанционного обучения), более общая концепция, которая включает, среди прочего, заочные курсы и любые другие средства обучения в асинхронном времени и месте.

Это метод обучения (воспитания), который теоретически позволяет преодолеть физическое присутствие ближайшего учителя. С другой стороны, роль удаленного наставника проявляется в деятельности педагога и посредника. [2, c.80].

Таким образом, обозначив общую картину, в которой пребывает информационная образовательная среда сегодня, попытаемся найти ее основные положительные и отрицательные моменты. Для повышения эффективности управления образовательной организацией необходимо придерживаться единого стратегического подхода к цифровизации, который смог бы охватить все аспекты деятельности университета: организационно-управленческий, учебно-методический, финансовый, кадровый, включающий развитие цифровых компетенций обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а для реализации данного подхода необходимо четкое понимание функций корпоративной информационной системы и условий её функционирования [4, c.59].

Под корпоративной информационной системой ВУЗа следует понимать программное обеспечение, предоставляющее безопасное хранение, конфиденциальную обработку и передачу данных в рамках образовательной организации между структурными подразделениями с различным правом доступа с целью организации образовательной деятельности вуза, а также  реализации его внутренних организационно-управленческих функций. На сегодняшний день только крупные федеральные университеты могут позволить себе наличие IT-подразделений со штатом программистов, которые своими силами смогли бы спроектировать и внедрить корпоративную информационную систему, отвечающую всем требованиям конкретной образовательной организации, в противном случае вуз выбирает готовое коммерческое решение, которое впоследствии становится лишь сдерживающим фактором развития образовательной организации, потому что внутренние ИТ-подразделения не в состоянии своими силами добиться тотальной цифровизации университета и автоматизации организационно-управленческих функций. Такой подход часто сопровождается покупкой различного вида программного обеспечения, написанного на различных языках программирования, использующего многообразные технологии хранения данных, требующего ежегодного продления лицензий, а также дополнительных затрат на доработку и настройку под конкретные нужды образовательной организации. Главной целью внедрения корпоративной информационной системы должно стать повышение эффективности управления деятельностью высшего учебного заведения и качества образовательного процесса. Достижение этой цели возможно путем автоматизации решения прикладных задач: планирования и организации учебного процесса, поддержки информационно-справочной системы, реализации финансового и кадрового учета организации, обеспечения электронного документооборота внутри нее.

Cама эффективность функционирования информационной системы определяется соотношением результата и затраченных ресурсов. Среди различных статей расходов, связанных с внедрением корпоративной информационной системы, можно выделить следующие: стоимость приобретения программной платформы; стоимость программирования под конкретные нужды образовательной организации; стоимость внедрения информационной системы; стоимость вспомогательного программного обеспечения, системы управления базами данных; стоимость серверного и сетевого оборудования информационной системы; стоимость лицензии на всех пользователей [3, c.108].

Информатизация профессионального образования, как и любая имеющаяся методика преподавания в высших учебных заведениях, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Обеспокоенность некоторых преподавателей не безосновательна. В тоже время нельзя отрицать возможности, которые открывает перед нами информационная среда.

Список литературы

  1. Джикия М.Д. Дает ли Ковид право на скидку: юридические тонкости дистанционного образования. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук,2020№ (11-4). С. 75-78.
  2. Кирсанова, Е. В., Черненко, В. И. К вопросу о дистанционном образовании. // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2012 № 3.С.  78-82.
  3. Крошилин, С. В. Влияние информационных технологий на качество образования. // Народонаселение, 2012. № 2 (56). С. 104-109.
  4. Ручков, А. А. Информационные технологии в современной системе образования. // Вестник Пензенского государственного университета,2015. № 1 (9). С. 57-60.
  5. Савранская К. С., Красноплахтова Л. И. Технологии дистанционного образования. // Вопросы науки и образования,2018№ (7 (19). С.  194-195.
  6. Тимощук Е.А., Тимощук А.С., Тьяги Р. Принуждение к дистанту как кризис и новые возможности. // А рхонт, 2021 №  1 (22). С. 95-101.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail