УДК 37

Развитие половозрастных особенностей творческого мышления у младших школьников

Образцова Анна Дмитриевна – бакалавр Института педагогики и психологии кафедры Возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье отражаются половозрастные особенности творческого мышления у младших школьников. Представлены рекомендации по развитию творческого мышления у младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, мышление, творческое мышление, половозрастные особенности.

З.И. Калмыкова и А.М. Матюшкин, под творческим мышлением понимают разновидность продуктивного мышления, которая отличается объективной новизной, оригинальностью своего продукта. Творческое мышление характеризуется через уровневые показатели по трем компонентам: беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность. Творческое мышление наиболее активно начинает формироваться в младшем школьном возрасте на фоне анатомо-физиологического созревания организма ребенка и изменения социальной ситуации развития – поступления в школу. Все компоненты творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в младшем школьном возрасте развиваются наиболее активно и проявляются как в вербальной, так и в образной формах мышления.

Факторы, под влиянием которых творческое мышление развивается в младшем школьном возрасте, сложны и многообразны. Развитие мышления в целом и творческого мышления в частности у младших школьников опосредовано, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями созревания мозга и его отдельных структур и функций у мальчиков и девочек: в силу темпов созревания вплоть до подросткового возраста девочки чаще показывают более высокие результаты (Т.П. Хризман).

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили определить, что творческое мышление на уровне статистически значимой тенденции является более развитым у девочек, в сравнении с мальчиками. При этом мальчики показывают более высокие результаты развития образной формы творческого мышления, а девочки – вербальной.

На основании полученных результатов исследования нами были составлены рекомендации педагогам начального образования по развитию творческого мышления у младших школьников с учетом половозрастных особенностей.

Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления у девочек младшего школьного возраста

Несмотря на то, что творческое мышление девочек является более развитым, в том числе по показателям развития вербальной формы (беглость и общий показатель) и оригинальности образного творческого мышления, в сравнении с мальчиками, в рамках обучения необходимо сохранение акцента на дальнейшем развитии этих характеристик.

В качестве основных задач по развитию творческого мышления у девочек с учетом выявленных особенностей, можно выделить:

В рамках учебных и дополнительных занятий могут использоваться приемы арт-терапии, сказкотерапии, визуализации, демонстрации наглядного и образного материала, музыкальные и прочие упражнения, активизирующие процессы образного творческого мышления.

Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления у мальчиков младшего школьного возраста

Как указывалось выше, мальчики младшего школьного возраста чаще, чем девочки, испытывают некоторые затруднения в выполнении вербальных творческих заданий, что связано с тенденцией более низкого уровня развития творческого мышления в целом. При этом образное творческое мышление оказывается достаточно развитым по компонентам беглости и гибкости.

Основными задачами по развитию творческого мышления у мальчиков младшего школьного возраста могут быть следующие:

В рамках школьных занятий педагогами начальных классов также могут использоваться как отдельные упражения для развития творческого мышления, так и комплекс упражнений, связанных друг с другом. Наиболее благоприятными для развития творческого мышления мальчиков представляются занятия по рисованию, труду, литературному чтению, музыке. Однако элементы творчества присутствуют во всей структуре обучения в начальной школе, следовательно, возникает необходимость строить обучение так, чтобы ученик преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата, т.е. решал поисковые и творческие задачи.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) мышлению. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Задача учителя начальных классов – заложить основу начала развития творческого мышления. Положительный эмоциональный настрой учителя должен вызвать спокойную атмосферу урока, привлечь учащихся к активной деятельности. Для развития творческого мышления детей большую роль играют такие приемы изложения как: занимательность передачи информации; необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи; ситуация спора и дискуссии, обмена мнениями; сюжетно-ролевые и дидактические игры, нестандартные уроки и нетрадиционные формы обучения.

В рамках школьных занятий также возможно использование отдельных упражнений на развитие творческого мышления, что позволит активизировать творческий потенциал каждого ребенка. Подобные упражнения могут быть легко интегрированы в программу начального образования и позволяют развивать и вербальное, и невербальное творческое мышление и их отдельные компоненты.

Список литературы

  1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л.Б. Ермолаева-Томина // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 2001. – С. 117-130.
  2. Першина, К.В. Условия развития творческого мышления [Электронный ресурс] / К.В. Першина // Вестник науки и образования. – 2019. – №2-1 (56). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya.