УДК 37.013

Исследование отношения учителей-предметников к проведению интегрированных уроков в школе

Толмачева Анастасия Валериевна – студентка магистратуры Школы педагогики Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Целью написания данной статьи являлось изучение отношения школьных учителей к интегрированным урокам. Информация для анализа получена с помощью метода анкетирования с использованием Google Forms. Выводы и результаты прогнозируемо положительные, однако активное внедрение уроков данного типа сталкивается с рядом проблем, о которых и говорится в статье.

Ключевые слова: интегрированный урок, учитель, анкета, Google Forms.

Современный мир меняется, вместе с ним изменяется и система образования. Одним из ее откликов являются интегрированные уроки, отношение к которым не так однозначно. Подготовка к ним очень трудозатратна и у учителей не всегда есть время на конструирование подобных уроков. Соответственно, своим исследованием мы хотели узнать отношение учителей к урокам такого типа.

В исследовании приняло участие 40 учителей почти всех школьных предметов. Возраст респондентов колеблется от 23 до 66 лет. В анкетировании представлены преподаватели школ г. Уссурийска и Уссурийского городского округа.

1

Диаграмма 1. Вы посещаете интегрированные уроки, которые проводятся Вашими коллегами в школе?

На диаграмме 1 представлены результаты ответа преподавателей на вопрос о посещении интегрированных уроков, проводимых коллегами. Далее 75% (30 человек) отметили, что конструировали интегрированные уроки самостоятельно. Процентное соотношение ответивших на вопрос о том, согласились ли бы они помочь коллеге спроектировать урок равняется 100%.

2

Диаграмма 2. Вы согласитесь спроектировать интегрированный урок, если Вам предложит коллега?

Из 62,5% опрошенных учителей, положительно ответивших на вопрос о том, проводили ли они интегрированные уроки, 20% (5 человек) отметили их эффективность остались довольны результатом. 8% указали, что были довольны «не всегда» и «внесли бы изменения».

В рамках нашего исследования преподавателям был задан вопрос о том, какие они используют методы и приемы на своих интегрированных уроках. Среди них были названы такие как: исследовательский метод, приемы ТРИЗ ‑ педагогики, синквейны, метод «6 шляп», составление кластеров и ментальных карт, методы теоретического исследования (анализ, синтез, абстрагирование), а также были названы приемы рефлексии.

Также очень интересны ответы преподавателей (27 человек) на вопрос о том, какие недостатки они отмечают в интегрированных уроках. 33,3% опрошенных (9 человек) ответили, что не видят недостатков. 7,4% (2 человека) затрудняются ответить, однако, такой же процент опрошенных отмечает такой недостаток как нехватка времени на подготовку. Тесно связаны между собой и сложность подготовки. Данный критерий отметили 6 человек, что составляет 29,6 от общего числа. Один из учителей отмечает, что требуется также и готовность учащихся и подбор соответствующих методик. Также нам интересны другие, более развернутые варианты ответов. К примеру, учитель отмечает человеческий фактор среди всех прочих критериев и жалуется на то, что не всегда имеется возможность интегрировать с тем предметом, который он не ведет. На это же ссылается и один из преподавателей английского языка, говоря о «несовпадении учебных материалов (история и английский, русский и английский языки)». Но тут же приводит в пример удачный, по его мнению, интегрированный урок по английскому и русскому языкам в 5 классе на тему использования как различного рода словарей (бумажных и электронных), добавляя, что «в программе его нет и проводился он по инициативе учителей». Вторят ему и другие респонденты, отмечая, что проведение уроков данного типа «бессистемно» и «их сложно вписать в расписание». Также учителя указывают, что «учащиеся бывают пассивными» и «не удается проводить один и тот же урок на разных группах без специальной адаптации к уровню обучающихся» так, как это можно сделать, ведя урок в обычной, традиционной форме.

Выводы, которые можно сделать в результате проводимого исследования ожидаемо позитивные. Учителя не саботируют данный вид уроков и отношение их к ним (вне зависимости от возраста опрошенных) положительное. Однако, выделяется ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, а именно, нехватка времени, кропотливая подготовка, отсутствие уроков такого типа в учебном плане и трудности поиска междисциплинарных, общих тем, которые и делают проведение интегрированного урока возможным.

Список литературы

  1. Анкета для преподавателей. Ссылка на Google Forms. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forms.gle/UB4FP5zzFkSQSd4p7 (23.05.2021).
  2. Семеновская С. А. Основы тестологии: учебное пособие для сутдентов, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование» / С. А. Семеновская. Саратов: [б.и.], 2015. – 57 с. Б. ц.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail