УДК 37

Специфика дискуссионного обучения при преподавании иностранных языков

Гуров Андрей Николаевич – кандидат филологических наук, доцент Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается проблематика использования дискуссионного обучения при преподавании иностранных языков, при подготовке переводчиков. Объясняются возможные методические цели подобного занятия, даются практические советы и рекомендации преподавателю при подготовке практического занятия с использованием методики дискуссионного обучения.

Ключевые слова: дискуссия, обсуждение проблемы, коммуникативная компетенция.

Учебная дискуссия – это целенаправленный обмен мнениями, идеями, суждениями в целях поиска истины. При преподавании иностранных языков учебные дискуссии практикуются редко. А между тем преимущества этого метода, особенно на старших курсах, неоспоримы. Дискуссионному обучению [1, с. 9] свойственны многие особенности как проблемного обучения (активизация мыслительной деятельности, самостоятельного мышления), так и обучающих игр (эмоциональность, спонтанность, живость, интерес). В то же время дискуссия позволяет развивать и многие другие качества.

Так, во время дискуссии развиваются более эффективно, чем во время других видов учебной деятельности, навыки неподготовленной, естественной речи [2, с. 27]. Общение в ходе дискуссии побуждает обучающихся искать различные способы для выражения своей мысли. Необходимость отвечать на реплики повышает восприимчивость учащихся к новым сведениям, новой информации, новой точке зрения.

Дискуссия эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изучаемого материала и формирования ценностных ориентаций. Только дискуссия способствует развитию логической культуры, навыков последовательной, аргументированной речи, умений обосновывать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, умозаключения, выводы. Другими словами, дискуссия формирует специфические дискуссионные умения и навыки.

Темой дискуссии может служить материал программы, любая другая проблема, интересная для учащихся. Однако не всякая тема может быть предметом дискуссии, а лишь действительно спорные, неоднозначные темы. Причем обязательным условием является наличие у участников дискуссии фактических знаний по теме, вынесенной для обсуждения, необходимая подготовка по предмету спора. В противном случае обучающиеся не смогут аргументированно защитить свою точку зрения или опровергнуть оппонента.

Особенно полезно использовать учебную дискуссию при обсуждении интересной статьи, актуального политического события, фильма, спектакля, на занятиях по домашнему чтению. Дискуссия может вводиться и с помощью игры (ролевой или деловой), демонстрации видеороликов, аудиозаписей, а также с помощью стимулирующих вопросов типа: «Почему он поступил так, а не иначе?, Что побудило его пойти на этот поступок?, Что произошло бы, если бы он поступил (не поступил) так?» [2, с. 28] и т.п.

Исследования показывают, что в ходе дискуссии высокую эффективность имеют оценочные и дивергентные вопросы, которые не предполагают единственного правильного ответа. Таким образом, проблемы, по которым проводятся дискуссии, должны быть сформулированы таким образам, чтобы заинтересовать обучающихся, побудить к активному обсуждению.

При проведении дискуссии в аудитории должна быть создана благоприятная психологическая атмосфера, необходимо благожелательное отношение между участниками. Важную роль играет размещение студентов, наиболее удачным является расположение участников по кругу или в форме подковы (полукруга).

Высказывания участников в ходе дискуссии могут иметь разную структуру в зависимости от цели. Основными элементами высказывания являются: введение, тезис, обоснование, опровержение, вывод. Во время спора допустимы короткие реплики, эмоциональные замечания, жесты и т. п. со стороны других участников. Введение к дискуссии носит произвольную форму и служит для того, чтобы заинтересовать участников дискуссии. Это может быть ссылка на чей-то авторитет, озвучивание какой-либо цитаты. Иногда введение используется для выражения в той или иной форме согласия или несогласия с тезисом дискуссии перед тем, как перейти к защите или опровержению его. Главная часть дискуссии – это тезис. Тезис – предмет обсуждения, спора [3]. Для обоснования или опровержения тезиса используются различные доводы. Чем больше доводов, тем убедительнее звучит обоснование или опровержение.

Выступление участника заканчивается выводом, который должен логично вытекать из приведенных доводов, доказательств и опровержений.

В начале обучения ведению дискуссии преподаватель дает учащимся набор средств оформления высказывания, выступления, реплик, выражения различного рода эмоций и т.п. Учащиеся должны прочно усвоить общепринятые формулы согласия, несогласия, удивления, сомнения, отрицания на иностранном языке.

На первых занятиях с использованием дискуссии преподаватель может делить группу на две (три) подгруппы, что дает возможность каждому обучающемуся более активно участвовать в споре, особенно это необходимо пассивным студентам. Затем обсуждение переходит в общую дискуссию.

Обучающиеся отстаивают свою точку зрения, обмениваются знаниями, суждениями с партнерами по дискуссии, анализируют и выдвигают индуктивные и дедуктивные умозаключения и, наконец, вырабатывают итоговую точку зрения, с которой согласны все участники или большинство из них [2, с. 29].

Таким образом, обучающийся проходит путь от ознакомления с тем или иным фактом или тезисом до выработки обоснованных выводов. При возникновении неопределенности обучающийся должен найти новые, дополнительные данные, новые аргументы, приходит к более глубокому осмыслению обсуждаемого вопроса, лучше понимает точку зрения оппонента, ход его рассуждений.

Преподаватель выступает в роли эксперта, который оценивает выдвигаемые точки зрения, а в необходимых случаях сам становится участником дискуссии. Методика проведения бесед-дискуссий разработана мало. Организация спора-полилога требует от преподавателя не только подбора необходимого материала, но и владения искусством спора. Чтобы уметь оценивать доказательства, преподаватель должен сам знать приемы аргументации, доказательств, уметь убедительно и доброжелательно, без обидных реплик, поправлять участников спора, не нарушая естественного хода дискуссии, следить за тем, чтобы пассивные студенты активнее участвовали в споре, а активные не злоупотребляли своим «красноречием».

Успешному обсуждению проблемы способствует заинтересованное отношение преподавателя к происходящему в аудитории. Обучающиеся должны видеть, что преподаватель переживает, радуется, волнуется вместе с ними.

При распределении ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Очень важно, кто из учеников откроет дискуссию, ибо первый выступающий задает тон всему обсуждению. Преподаватель как бы дирижирует дискуссией, давая понять, что нужно сделать в тот или иной момент. Он «подталкивает» учащихся к употреблению фразеологизмов, пословиц, которые встречались при прохождении темы, побуждает их к свободному высказыванию, постоянно направляя беседу.

При подведении итогов преподаватель должен проанализировать все этапы занятия, поддержать тех, у кого не все получилось, найти в их ответах что-то положительное, чтобы они поверили в свои силы и активнее работали в следующих дискуссиях. Более строго следует подходить к ответам сильных студентов, высказывать свое отношение к тем, кто молчал или был пассивным [3, с. 18].

Длительное активное участие обучающихся в дискуссии, которая по своей сути является самообразовательной работой, заметно повышает не только языковую, но и коммуникативную компетенцию учащихся.

Список литературы

  1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 2005.
  2. Мельцев И.Ф. О привитии интереса к учению. – М.: ВУ, 2002.
  3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  4. Коблова Л.П. Дискуссии на занятиях по иностранному языку. – М.: ВИ, 1981.