УДК 339.54.012

Применение дополнительных общеразвивающих программ в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» для развития цифровых компетенций

Начаткина Алёна Вячеславовна – магистрант Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Аннотация: В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию цифровых компетенций в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» с целью развития цифровых компетенций обучающихся 6-8 классов. Для учителей по направлению «Информатика» была разработана дополнительная общеразвивающая программа по развитию цифровых компетенций обучающихся. Перед реализацией программы была проведена диагностика уровня развития цифровых компетенций. Для проведения диагностики использовалось 3 методики. На констатирующем этапе диагностические методики были проведены повторно.

Ключевые слова: цифровые компетенции, центр образования «Точка роста, робототехника, современное образование, информатизация образования, проект «Образование».

На сегодняшний день современное образование ставит перед собой цели, которые должны способствовать развитию цифровых компетенций обучающихся. Именно поэтому в образовательные учреждения Российской Федерации внедряют проект «Образование», который способствует открытию в школах центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Благодаря современному оборудованию (квадракоптеры, ноутбуки, планшеты, 3D-принтеры) перед учителями стоит задача в развитии цифровых, гуманитарных, информационных, технических компетенций.

С целью определения результативности применения дополнительных общеразвивающих программ нами был проведен педагогический эксперимент. Для обучающихся была разработана и реализована дополнительная общеразвивающа программа, способствующая развитию цифровых компетенций.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» Знаменского муниципального района Омской области.

Данный эксперимент проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе для выявления уровня развития цифровых компетенций обучающихся 6-8 классов была проведена диагностика по трем методикам:

Методика 1. «Оценка медиаграмотности подростков» (Ю.Ф. Гущина, Н.В.Смирнова).

Методика 2. «Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей подростков (В. В. Синявский, В. А. Федорошин).

Методика 3. Система мониторингов формирования технической грамотности обучающихся.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов (рис. 1,2,3) показывает, что прослеживается положительная динамика в развитии цифровых компетенции у обучающихся 6-8 классов.

1

Рисунок 1. Результаты исследования информационного и медиакомпетентностного компонента.

По результатам сравнительного анализа видно, что количество обучающихся высокого уровня возросло.

2

Рисунок 2. Результаты исследования коммуникативного компонента.

По результатам сравнительного анализа видно, что количество обучающихся высокого уровня возросло.

3

Рисунок 3. Результаты исследования технического и потребительского компонентов.

По результатам сравнительного анализа видно, что количество обучающихся высокого уровня возросло.

Исходя из данных опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что эффективность разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в учебный процесс доказана, использование дополнительной программы как средства развития цифровой компетенции обучающихся результативно.

Список литературы

  1. Вагнер И.В. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. -2014. - № 7-2 (26). - С. 53-55
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: [учеб. пособие для вузов]. М.: Eksmo Education, 2007. 416 с.
  3. Добродей Н.Ю., Берген О.В., Мрочко О.Г. Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования). Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 103-110.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-mediynaya-i-kompyuternaya-gramotnost-uchascheysya-molodezhi-kak-uslovie-interaktivnogo-obucheniya-opyt (дата обращения: 16.06.2021)
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
  5. Матяш Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей: Учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. - Брянск: БИПКРО, 2014. - 148 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail