УДК 37

Институт махалли как учреждение социального воспитания молодёжи

Рахматова Хайрихон Аширалиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики-психологии Наманганского государственного университета.

Аннотация: Махалля, являясь уникальной социально-территориальной единицей, играет важную роль в воспитании молодых людей в соответствии с богатым жизненным опытом людей преклонного возраста. Ведь благодаря жизненному опыту жителей махалли можно оказать эффективное педагогическое влияние на молодёжь. Целосообразным является системная организация деятельности махалли для усиления её воспитательного влияния на молодое поколение. В условиях глобализации актуальным становится необходимость эффективного использования воспитательной возможности института махалли. В статье речь идёт именно об этом.

Ключевые слова: махалля, институт махалли, сход граждан махалли (СГМ), составная структура СГМ, функции СГМ, социально-воспитательная деятельность СГМ.

В странах Востока, в частности в Узбекистане, институт махалли играет важную роль в обеспечении социализации населения. Эта важность определяется местом и значимостью махалли в жизни каждого человека. Более того, на протяжении многих веков в махаллях сформировались воспитательные традиции и средства, что дают положительные результаты в обеспечении всестороннего развития молодого поколения.

В произведении “История Бухары” учёного историка Абу Бакра Мухаммада Наршахи повествуется о том, что города и деревни Мавераннахра состояли из махаллей ещё до прихода ислама в Среднюю Азию [2]. Согласно этому, можно сказать, что история формирования махалли имеет многовековые корни.

Слово “махалля” с арабского языка переводится как “смежный лагерь” или “городской стан”, а в узбекском языке это слово означает “место”, “обитель”, “убежище”. С теоретической точки зрения махалля – это “социально-территориальная единица с определенной частью города (деревни) в своем составе, объединяющая жителей и основанная на самоуправлении” [7, с. 572]. “В разных городах мусульманского мира понятие махалля обозначалось разными словам такими, как махаллот (место), гузар, джамаат, элат, элод и т.д” [4].

В 58-ой главе произведения “Хайратул-аброр” Алишера Навои повествуется о городе Герат и о состоянии махаллей:

Тoпғaли тaъйини мaҳaллoт бaҳр,

Aҳли мaҳaллoт oйириб шaҳр-шaҳр.

Шaҳрлaр oтини мaҳaллoт этиб,

Бўлди чу юз шaҳр Ҳири oт этиб [6, с. 234].

Смысл: махалли как огромный океан были разделены на города. Махалли назывались именами городов. Город Герат состоял из ста маленьких городов.

В произведении “Хайратул-аброр” автор излагает вышеприведенное описание следующим образом: “Для чёткого обозначения махаллей жители были разделены на несколько городов. Этим махаллям давались названия городов. Таким образом в городе Герат были наименования ста городов” [5, с. 99].

На протяжении веков управление в махалле велось пожилыми мужчинами, живущими на её территории. Все, кто проиживал в махалле при необходимости обращались к аксакалам за советом по вопросам, касающимся их семьи или их личной жизни. Особенно, аксакалы принимали непременное участие в вопросах свадеб и похоронных мероприятий. Советоваться со старейшинами махалли способствовало проведению таких мероприятий в более экономичных формах, без лишних затрат. А это, в свою очередь, позволяло регулировать жизнь жителей и эффективно управлять махаллей.

В существующих условиях большое внимание уделяется на усовершенствование деятельности института махалли, а также на активизацию её участия в воспитании молодёжи. В этом вопросе Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5938 (от 18 февраля 2020 года) “О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами” [1] имеет особое место. В Указе говорится, что такие задачи как “обеспечение благополучия населения, поднятие на новый уровень системы работы с семьями и женщинами, повышение социальной активности представителей старшего поколения, дальнейшее укрепление роли и статуса органов самоуправления граждан по превращению махалли в территорию без преступности” [1] являются актуальными по сей день.

Путём эффективного ведения деятельности института махалли можно достичь “результативного использования и применения знаний и жизненного опыта старшего поколения в вопросах повышения духовности молодежи, укрепления у них духа патриотизма” [1]. Создание Научно-практического исследовательского центра при Кабинете министров Республики Узбекистан, а также Научно-исследовательского института “Махалля и семья” при Учебно-методическом и научно-исследовательском центре “Махалля” [1] в целях эффективной реализации идей государственной политики по развитию отрасли на практике способствовало усовершенствованию данной системы самоуправления граждан. 

В первую очередь было бы целесообразно понять сущность понятия “самоуправление граждан”.

Самоуправление граждан – это гарантированная Конституцией и законами Республики Узбекистан независимая деятельность граждан в решении вопросов данной местности исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также местных и духовных ценностей, местных традиций и обычаев [3].

Институт махалли как орган местного самоуправления граждан “в малых и больших городах, деревнях и сёлах состоит из схода граждан махалли” [4].

В сходе граждан махалли как социального института учреждены следующие штатные единицы, в составе которых есть две комиссии и три группы, основанные на общественной деятельности (рис. 1):

1

Рисунок 1. Состав схода граждан махалли.

Сход граждан махалли как социально-территориадьная структура выполняет ряд функций. На основе изучения деятельности СГМ, а также изучения нормативно-правовых документов по данной области следующие функции были выделены как основные функции, выполняемые структурой самоуправления граждан:

2

Рисунок 2. Основные функции схода граждан махалли.

Разрешаются следующие задачи СГМ в рамках вышеприведенных функций (в данном случае важные задачи приведены в качестве образца):

 

Основные функции

Важные задачи

1.

Экономически-финансовые

Экономическое развитие махалли; создание условий для организации деятельности субъектов предпринимательства на территории махалли; целесообразное использование кредитных средств, выделенных для благоустройства территории махалли и обеспечение своевременного возврата кредита

2.

Благоустройство и санитария

Благоустройство махалли; регулярное наблюдение за санитарным состоянием территории махалли; очищение территории от мусора и отходов

3.

Охрана территории и жилых помещений

Хранение и использование жилого фонда; распоряжение земельными участками и зданиями, находящихся на территории махалли

4.

Экологические

Обеспечение сдачи экологически опасных предметов (например, ртутьных лампочек) в установленном порядке

5.

Воспитательные

Оказание эффективного влияния на воспитание молодёжи

6.

Коммуникативные

Работа с субъектами (женшинами, детьми, подростками, пожилыми)

7.

Рекреативные

Обеспечение благополучия махалли; организация спортивно-оздоровительных, развлекательных учреждений для детей и подростков

8.

Регулятивно-контрольные

Ведение контроля над трудоустройством граждан и соблюдением соответствия архитектурно-строительных работ нормам и правилам градостроительства; заключение договоров с абонентами по оказываемым услугам; обеспечение ведения “Железной тетради” и “Тетради женщин” в махалле

Основная социальная роль махалли как органа самоуправления заключается в оказании поддержки слою населения с низким доходом или нуждающимся семьям. Путём изучения нужд и потребностей малообеспеченных или нуждающихся семей отвественные лица оказывали финансовую и духовно-психологическую помощь под руководством аксакалов (старейшин) махалли. Осведомлённость о материальной, духовно-психологической ситуации в каждой семье, организация социальной помощи в необходимых ситуациях способствует укреплению единства, сплочённости, единодушия и дружбы между жителями махалли.

В процессе организации социальных отношений между гражданами проявляется социальная-воспитательная возможность схода граждан махалли. Социальная-воспитательная возможность схода граждан махалли проявляется в следующем: во первых, обладание богатым жизненным опытом и социальными знаниями представителями старого поколения, обладание молодёжи силой, энергией, инициативными и организаторскими способностями, а также общественной активностью; во вторых, укрепление сотрудничества между пожилыми, людьми среднего возраста и молодыми, а также обобщение и популяризация жизненного опыта представителей интеллигенции, академиков, деловых людей, а также людей, достигших успехов в разных областях профессиональной деятельности; в третьих, оперативное решение вопросов и проблем граждан путём созыва схода граждан и консультаций; в четвёртых, сплоченность жителей в благоустройстве и обеспечении безопасности на территории махалли; в пятых, привлечение представителей разных областей – сотрудников образовательных и медицинских учреждений, представителей религиозных, культурных и спортивных сфер, экономистов, юристов к решению вопросов и проблем граждан махалли.

Жители махалли путём единства, сплоченности и единодушия смогут добиться обеспечения правильного и эффективного распоряжения жилыми комплексами; налаживания предпринимательской деятельности; привлечения детей и подростков к социально-полезному труду; попечительства молодёжи со стороны стариков; эффективного налаживания сферы услуг. В настоящее время единство “пожилых-людей среднего возраста-молодых”, сформированное в махалле, а также осведомленность жителей об “уроках социальной жизненной школы” независимо от возрастной категории обеспечивает социальное, экономическое и культурное развитие местности.

Таким образом, махалля – это социально-территориальное единство со своей территорией и гражданами. Махалля как орган местного самоуправления граждан имеет возможность самостоятельно развиваться в экономическом, социальном и культурном направлениях. Это особенно проявляется в богатом жизненном опыте стариков, силе, энергии, автивности, стремлении и целях молодёжи. В системной, эффективной и целесообразной организации деятельности махалли важную роль играет её устойчивая система и механизм деятельности. В воспитании молодёжи необходимо опираться на богатый опыт жителей махалли в этом направлении.

Список литературы

  1. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5938 “О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами” (18 февраля 2020 года) // https://www.lex.uz/uz/docs/4740347.
  2. Ан-Наршахий, Абу Бакр Муҳаммад ибн Жаъфар. Бухоро тарихи / Форс тилидан А.Расулев тарж. Масъул муҳаррир А.Ўринбоев // https://e-tarix.uz/ milliyat-insholari/311-buxoro-tarixi.html.
  3. Закон Республики Узбекистан “Об органах самоуправления граждан” // https://www.lex.uz/acts/86238.
  4. Маҳалла // https://qomus.info/encyclopedia/cat-m/mahalla-uz.
  5. Навоий, Алишер. Ҳайратул-аброр (насрий баёни). – Т.: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989. – 99-б.
  6. Навоий, Алишер. Ҳайратул-аброр. – Т.: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989. – 234-б.
  7. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. – 572-б. Е – М / 5 жилдли. Иккинчи жилд. Таҳрир ҳайъати: Э.Бегматов ва бошқ. А.Мадвалиев таҳрири остида. – Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедаияси” Давлат илмий нашриёти, 2006. – 572-б.

Интересная статья? Поделись ей с другими: