УДК 611:74 (075)

Способы выделения композиционного центра при построении предметной и абстрактной композиции

Баскакова Марина Борисовна – старший преподаватель кафедры Декоративной живописи и графики Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина.

Аннотация: Целью данной статьи является анализ сходства и различий принципов построения предметной и абстрактной композиции, что непосредственно связано с организацией, способами выявления и структурного построения композиционного центра. Определив место композиции в историческом контексте, стояла задача объяснить методику построения ассоциативных живописных работ для учебных заданий по композиции для дизайнеров.

Ключевые слова: Композиция, композиционный центр, художественный образ, предметное искусство, абстрактное искусство.

Композиция художественного произведения, по существу, это каркасная структура, которая по своей конструкции приближена к простым геометрическим формам, таким как овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Ее роль - создание гармонии, для достижения которой необходимо соблюдать два условия: с одной стороны должно присутствовать равновесие, когда все элементы сбалансированы между собой, а с другой - соподчинение главному и единство с целым. Выстраивание композиционного центра, будь то предметная композиция, или абстрактная является важным условием для получения впечатления равновесия. И речь здесь идет не только о состоянии покоя, но не зависимо какая это композиция: динамическая или статическая, она должна быть ритмически организована, пропорциональна, а ее цветовые и фактурные членения взаимосвязаны между собой и уравновешены с композиционным центром, являющимся неотъемлемой частью композиционной схемы произведения. Композиционный центр является выразителем художественного образа и несет в себе смысловую нагрузку. Именно то первое, на что человек обращает внимание при визуальном изучении произведения искусства , и является композиционным центром.

Человеку во все времена было свойственно определенное восприятие форм и движений. Горизонталь всегда воспринималась как выражение покоя, а вертикаль - утверждение силы и статуса, диагональ - движение, динамика. Композиции предметного и беспредметного искусства по пластике различают как статичные и динамичные, с равновесием и контрастом, симметричные и ассиметричные, замкнутые и разомкнутые.

Изучая построение произведений искусства ученые доказали, что уже в Древней Греции художники широко владели законами гармонии. Соблюдая их можно достичь целостного единства композиции, связывающая между собой различные части в единое неразрывное и уравновешенное целое. В итоге это и создает гармонию. Гармоничная композиция получится только при соблюдении пластического, смыслового и образного единства, подчиненного главному. Именно композиционный центр несет в себе нагрузку по смысловому выражению художественного образа и организует соподчинение частей и прочих второстепенных элементов в неразделимое целое. В некоторых композициях, при эмоциональной необходимости, даже"пауза" может служить композиционным центром.

В эпоху Возрождения художники владели искусством создания схем композиции, накладывая на нее необходимые элементы, соответствующие сюжетному замыслу произведения. Композиция строилась за счет взаимной связи рисунка, колорита и сюжета. На протяжении всей истории искусства композиция не оставалась замороженной, она развивалась, совершенствовалась, менялась. Каждый период вывел свои формы структуры композиции.

Общие принципы выделения композиционного элемента в предметном и беспредметном искусстве можно увидеть в предложенных произведениях:

  1. Выделение цветом или светом: картина Зинаиды Серебряковой "Беление холста" и Питер Пауль Рубенса "Воздвижение креста" и абстрактная композиция Эль Лисицкого, мастера супрематизма "Proun G".
  2. Концентрация элементов на одном участке: Тициан Вечеллио "Коронование терновым венцом", картина Хуана Грис "Стол" и Пит Мондриан "Горизонтальное дерево".
  3. Контраст форм: Джованни Беллини "Мадонна на лугу" и Жоррж Брак "Скрипка и кларнет на столе" - овальные формы композиционного центра контрастируют с прямыми острыми формами.
  4. Увеличение или уменьшение формы композиционного центра: Антонис ван Дейк "Оплакивание Христа" и Жорж Брак "Базилика Сакре-Кер".
  5. Пауза или пустота (композиционная пауза): Микеланджело Буонарроти "Сотворение Адама", Сандро Ботичелли "Благовещение" и Альберто Бруни "Мешок".

ХХ век обогатил структурный ряд построения композиции. Появились композиции без композиционного центра. К ним относится картины Джексона Поллака "Кафедральный собор" и Эрнста Вильгельма "Синий поток". Или, когда композиционный центр сам является композицией.

Законы построения композиционного центра не стареют, многие наработки необходимо знать и применять сейчас. Данное сопоставление способов выражения композиционного центра в предметном и беспредметном искусстве показало, что по структуре они схожи, но различны по выбору используемых объектов. Так в беспредметном искусстве композиционный центр четко прослеживается, обнажен и структурирован, он становится самодостаточной ценностью, в отличие от предметного искусства, где он наполнен часто объемными, тонко прописанными объектами или группой предметов.

Проведя анализ произведений искусства на предмет способов выявления композиционного центра, можно сделать вывод об общности построения структуры композиционного центра в предметном искусстве и в беспредметном. На эти принципы построения композиции должны опираться программы обучения студентов-дизайнеров.

Знание специфики формирования композиции необходимо как абитуриентам для выполнения заданий на вступительных испытаниях при поступлении в образовательные учреждения на архитектурно-дизайнерские специальности, так и для студентов-дизайнеров в их проектной деятельности.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
  2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: Мифрил, 1984. – 398 с.
  3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. – 264 с.
  4. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: «В. Шевчук», 2008. – 144с.
  5. КорепановаО.А. Композиция от А до Я:Ассоциативная композиция / КорепановаО.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 458с. – (Профессиональное мастерство).
  6. Логвиненко Г.М.Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М.Логвиненко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 - с ил. - (Изобразительное искусство).
  7. НеменскийБ.М. Познание искусством. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 192с.