УДК 376

Экспериментальное исследование для выявления уровня развития зрительного восприятие у младших школьников с умственной отсталостью

Ибрагимова Алие Рустемовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета.

Сеит-Умерова Фатиме Эрнесовна – студент бакалавриата Крымского инженерно-педагогического университета.

Аннотация: В статье представлено экспериментальное исследования для выявления уровня развития зрительного восприятия младших школьников с умственной отсталостью. Представлены критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития зрительного восприятия.

Ключевые слова: Зрительное восприятие, развитие детей, коррекционная школа, эксперимент.

Актуальность статьи. Учеными доказано, что внедрение мультимедийных технологий может решить проблемы специальных школ, оказать большое образовательное воздействие, стать инструментом увеличения эффективности преподавания, существенно сократить временные рамки изучения обязательных предметов, а также значительно углубить и расширить тематику и охват обсуждаемых вопросов.

Цель исследования практически обосновать процесс развития зрительного восприятия у младших школьников с умственной отсталостью на уроках окружающего мира.

Изложение основного материала. Для определения уровня развития зрительного восприятия младших школьников в специальной (коррекционной) школе, целесообразно провести экспериментальное исследование. На основе полученных результатов строится система работы по профилактике или коррекции зрительного восприятия младших школьников с умственной отсталостью.

Критерии по выявлению уровня развития зрительного восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии по выявлению уровня развития зрительного восприятия.

№ п/п

Критерии зрительного восприятия

Показатели

1

Предметный и буквенный гнозис

– развитие целостного восприятия в мультимедийной среде;

– узнавание предметов;

– различение предметов

2

Оптико-пространственные представления

– пространственные отношения предметов

– определение формы

– определение величины

– определение месторасположения

3

Аналитико-синтетические возможности

– осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов;

– различать составляющие элементы рисунка по цвету.

4

Исследование графических навыков при помощи мультимедийной доски

– умение достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа;

–способность к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей и предметных изображений;

– зрительно-двигательная координация.

Диагностика зрительного восприятия у учащихся с умственной отсталостью, включает следующие блоки.

I блок - Предметный и буквенный гнозис

  1. Методика «Проба В. Поппельрейтера»

Цель: исследование уровня развития целостного восприятия, узнавания и различение предметов.

  1. Методика «Буквенный гнозис»

Цель: выявить способность распознавать символические знаки, буквы.

II блок - Оптика- пространственные представления

  1. Методика «Различение правой, левой стороны на картинке» (С.Д. Забрамная)

Цель: выявить умение определять правую и левую сторон на картинке; с поворотом на 180 градусов.

III блок – Аналитико-синтетические возможности

  1. Методика «Складывание картинки из частей»

Цель: выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов)

IV блок - Исследование графических навыков

  1. Методика Т.Н. Головиной

Цель: выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа, наглядно - образные представления детей, способность к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

Оценка каждого показателя производилась по бальной шкале. В дальнейшем подсчитывалась сумма баллов по всем параметрам обследования.

Итак, при изучении зрительного восприятия младшие школьники продемонстрировали разный уровень показателей при выполнении диагностических задач. Итоговые результаты представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Результаты диагностики зрительного восприятия младших школьников с умственной отсталостью.

Из рисунка 1 видно, что 20% учащихся (2 человека), с достаточным уровнем развития зрительного восприятия со средним уровнем 30% учащихся (3 человека), с низким уровнем 50% младших школьников с умственной отсталостью (5 человек).

Выводы: Итак, при изучении зрительного восприятия младшие школьники с умственной отсталостью продемонстрировали разный уровень показателей при выполнении диагностических задач. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрении методов и приемов по использованию мультимедийных технологий на уроках окружающего мира с целью развития зрительного восприятия младших школьников с умственной отсталостью.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2002г. – 504 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Психология, 2011г. - 364с.
  3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1974. - 119 с.
  4. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2006. - 208 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: