УДК 376.42

Психолого-педагогические условия использования игровых методов на внеклассных занятиях для развития коммуникативной функции речи младших школьников с умственной отсталостью

Муртазаева Эльмаз Заидовна – магистрант Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова.

Аннотация: В данной статье рассматривается психолого-педагогические условия использования игровых методов на внеклассных занятиях для развития коммуникативной функции речи как средства социальной адаптации младших школьников с умственной отсталостью. Вопросы социальной адаптации лиц с умственной отсталостью на современном этапе развития общества является актуальными. Это объясняется тем, что у большинства детей данной категории наблюдается неумение выстраивать гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми, что намного осложняет процесс адаптации умственно отсталых младших школьников в социальной среде. Психолого-педагогические условия использования игровых методов обеспечивают эффективность внеклассного занятия.

Ключевые слова: коммуникативная функция речи, умственная отсталость, игры, психолого-педагогические условия, внеклассная работа.

Развитие коммуникативной функции речи - важнейшее условие социальной адаптации школьников с умственной отсталостью. Начатая в срок коррекция расстройств речи является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых школьников к новым социальным условиям. Действенным помощником педагога в такой ситуации становится игра. Поэтому при развитии коммуникативной функции речи с умственно отсталыми учащимися целесообразнее всего пользоваться игровыми методами [4].

«Коммуникативная функция речи – использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально-выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи» [3, с. 165].

Младший школьник с умственной отсталостью испытывает трудности в построении самостоятельного высказывания, с трудом вступает в диалог, ему сложно объяснить собеседнику свои желания. Все это откладывает отпечаток на развитии коммуникативной функции речи.

Внеклассная работа важное место в развитии и воспитании ребенка с умственной отсталостью. Её главной целью является всестороннее развитие и подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Организация совместной внеклассной работы является эффективным способом социальной адаптации младших школьников с умственной отсталостью посредством развития коммуникативной функции речи.

Ведущими методами работы по развитию коммуникативной функции речи является дидактическая игра. Игры в учебном процессе всегда имеют многофункциональный характер, поскольку происходит не только усвоение определенных знаний, но и развитие некоторых психических процессов. Игра позволяет ребенку научится подчинятся заданным правилам, планировать свои действия, а также предугадывать действия соперников. Следовательно, для формирования навыков общения, желательно пользоваться игровыми методами. Несмотря на то, что игры полифункциональны их должна связывать одна общая цель – развитие коммуникативной функции речи как средства социальной адаптации умственно отсталого школьника [2].

Принимая к сведению быструю утомляемость школьников, а также сложность аналитических упражнений рекомендуется включать в упражнения элементы игры. На уроках, внеклассных занятиях детям можно предложить такие игры как: составление слов по слоговым таблицам или из «живых букв», лото или соотнесение картинки с написанным на доске словом, дать игры на дифференциацию звуков и так далее. [1].

Использование игровых технологий позволяет создать комфортные условия для обучения умственно отсталых школьников. Применяя игры во время занятий педагогу следует соблюдать некоторые требования:

  1. Игра должна быть доступной для школьника. Предлагаемые учителем роли, правила должны быть понятны. В случае соблюдения данных рекомендаций игра становится интересной для ребенка и эффективной в образовательной деятельности.
  2. Во ходе проведения игры каждый ребенок должен быть задействован в ней.
  3. Во время проведения игры участие педагога в ней обязательно. Учитель должен доступно объяснить правила игры, наблюдать за выполнением игровых действий, предупреждать всевозможные конфликтные ситуации.
  4. Игра должна соответствовать целям и задачам занятия и содействовать их реализации.
  5. Продолжительность игры определяется заинтересованностью детей. Как только игра начала утомлять умственно отсталых, они начинают отступать от правил следует переключить их на другой вид деятельности. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости. Путь к развитию общения всегда начинается с интереса к игре и требует от руководителя способности и умения заинтересовать и увлечь детей, как конкретной игрой, так и игровой программой в целом.
  6. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха, для этого педагогу следует поощрять его за самые малые успехи и достижения.
  7. Игровое задание должно быть в меру трудное для ребенка, ему необходимо приложить усилие для достижения цели.
  8. Сначала следует давать детям простые игры, затем постепенно их усложнять.
  9. Наглядный материал должен быть красочным, интересным и доступным для школьника.
  10. Развитие интереса к игре посредством взаимной заинтересованности в успехе каждого участника [5].

Применение игровых технологий на внеклассных занятиях не просто сводится к заполнению свободного времени, они способствуют выполнению целей и задач направленных на социальную адаптацию младших школьников с умственной отсталостью.

При соблюдении условий описанных выше, игры применяемые на внеклассных занятиях могут быть использованы с целью развития коммуникативной функции речи у младших школьников с умственной отсталостью.

Список литературы

  1. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова – М.:Просвещение, 2004. – 107 с.
  2. Кичигина, Л. Р. Коммуникативная речь умственно отсталых детей. / Л. Р. Кичигина // Платформа для публикаций Pandia. – URL:https://pandia.ru/text/80/442/25867.php (дата обращения 27.11.2018)
  3. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстративный словарь / И. М. Кондраков СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК» 2003. – 512 с.
  4. Кукушкина, О.И. Компьютеры в специальном обучении: Идеи, стоящие за технологиями //Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра: Сб.науч.ст. /Под ред. Н.Н.Малофеева. – М.; Утрехт, 1995.
  5. Ткачева, В. В. Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью / В. В. Ткачева [Электронный ресурс] // URL:https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kommunikativnoy-funktsii-rechi-v-igrovoy-deyatelnosti-kak-osnova-uspeshnoy-sotsializatsii-i-integratsii-detey-s (дата обращения 16.12 20).