УДК 376.42
Муртазаева Эльмаз Заидовна – магистрант Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова.
Аннотация: В данной статье рассматривается психолого-педагогические условия использования игровых методов на внеклассных занятиях для развития коммуникативной функции речи как средства социальной адаптации младших школьников с умственной отсталостью. Вопросы социальной адаптации лиц с умственной отсталостью на современном этапе развития общества является актуальными. Это объясняется тем, что у большинства детей данной категории наблюдается неумение выстраивать гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми, что намного осложняет процесс адаптации умственно отсталых младших школьников в социальной среде. Психолого-педагогические условия использования игровых методов обеспечивают эффективность внеклассного занятия.
Ключевые слова: коммуникативная функция речи, умственная отсталость, игры, психолого-педагогические условия, внеклассная работа.
Развитие коммуникативной функции речи - важнейшее условие социальной адаптации школьников с умственной отсталостью. Начатая в срок коррекция расстройств речи является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых школьников к новым социальным условиям. Действенным помощником педагога в такой ситуации становится игра. Поэтому при развитии коммуникативной функции речи с умственно отсталыми учащимися целесообразнее всего пользоваться игровыми методами [4].
«Коммуникативная функция речи – использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально-выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи» [3, с. 165].
Младший школьник с умственной отсталостью испытывает трудности в построении самостоятельного высказывания, с трудом вступает в диалог, ему сложно объяснить собеседнику свои желания. Все это откладывает отпечаток на развитии коммуникативной функции речи.
Внеклассная работа важное место в развитии и воспитании ребенка с умственной отсталостью. Её главной целью является всестороннее развитие и подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Организация совместной внеклассной работы является эффективным способом социальной адаптации младших школьников с умственной отсталостью посредством развития коммуникативной функции речи.
Ведущими методами работы по развитию коммуникативной функции речи является дидактическая игра. Игры в учебном процессе всегда имеют многофункциональный характер, поскольку происходит не только усвоение определенных знаний, но и развитие некоторых психических процессов. Игра позволяет ребенку научится подчинятся заданным правилам, планировать свои действия, а также предугадывать действия соперников. Следовательно, для формирования навыков общения, желательно пользоваться игровыми методами. Несмотря на то, что игры полифункциональны их должна связывать одна общая цель – развитие коммуникативной функции речи как средства социальной адаптации умственно отсталого школьника [2].
Принимая к сведению быструю утомляемость школьников, а также сложность аналитических упражнений рекомендуется включать в упражнения элементы игры. На уроках, внеклассных занятиях детям можно предложить такие игры как: составление слов по слоговым таблицам или из «живых букв», лото или соотнесение картинки с написанным на доске словом, дать игры на дифференциацию звуков и так далее. [1].
Использование игровых технологий позволяет создать комфортные условия для обучения умственно отсталых школьников. Применяя игры во время занятий педагогу следует соблюдать некоторые требования:
Применение игровых технологий на внеклассных занятиях не просто сводится к заполнению свободного времени, они способствуют выполнению целей и задач направленных на социальную адаптацию младших школьников с умственной отсталостью.
При соблюдении условий описанных выше, игры применяемые на внеклассных занятиях могут быть использованы с целью развития коммуникативной функции речи у младших школьников с умственной отсталостью.
Список литературы