УДК 355.48

Ознакомление курсантов высших военных учебных заведений с военной мужественностью генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева

Муродиллаева Мунаввархон Усмановна – старший преподаватель кафедры Языков Академии вооружённых сил Республики Узбекистан.

Аннотация: В статье речь идёт о военной мужественности героя Второй Мировой войны генерал-лейтенента Димитрия Михайловича Карбышева. Его мужество – пример для курсантов высших военных учебных заведений (ВВУЗ).

Ключевые слова: генерал, Дмитрий Карбышев, мужество, военная мужественность, историко-художественная литература.

Военная сфера является одной из фундаментальных основ каждого государства. Ответственность обеспечения безопасности государственных границ, спокойствия граждан налагается именно на эту сферу. В сегодняшнее время, как и во всех государствах, несмотря на сложность служебных задач, интерес к профессии в военной сфере среди молодых юношей и девушек возрастает.

В высших военных учебных заведениях особое внимание уделяется развитию духовно-моральных качеств в подготовке квалифицированных специалистов в данной сфере. В связи с требованиями профессии, курсанты также должны обладать качествами военной мужественности. Следовательно, обладание качествами военной мужественности проявляется не только в военное время, но и в мирное время в таких ситуациях как умение держать себя, быстрое принятие решения по текущей ситуации, ответственное отношение к обеспечению своей безопасности, а также безопасности окружающих, в сложных, а порой и в простых ситуациях обеспечение здоровья и жизненной безопасности граждан и солдат, находящихся под руководством.

Герой Второй мировой войны, Генерал-лейтенент Дмитрий Михайлович Карбышев занимает особое место в истории человечества среди личностей, которые проявили военную мужественность, доблесть и героизм. Изучение историко-литературных работ, относящихся к жизни, военной деятельности и мужеству этой личности, в высших военных учебных заведениях в рамках проведения духовно-просветительских работ на примере генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева поможет развить в курсантах качества военной мужественности. В целях изучения характеристики профессионального и психологического портрета Д.М.Карбышева, обладавшего сильной волей и высокими духовно-нравственными качествами, в высших военных учебных заведениях, являющиеся экспериментальными участками, была организована турнирная викторина по теме “Генерал-лейтанант Дмитрий Карбышев – мой идеал”.

Цель турнирной викторины: путём ознакомления курсантов высших военных учебных заведений с мужеством генерал-лейтананта Дмитрия Карбышева воспитать в курсантах уважение к его деятельности и преданности к военным традициям. 

Основные задачи:

  1. Определение уровня освоения курсантами высших военных учебных заведений содержания историко-литературных произведений, представленных их вниманию.
  2. Формирование в курсантах уважения к военной мужественности генерал-лейтананта Д.М.Карбышева.
  3. Составление стратегических планов по достижению профессионального и личного роста курсантов высших военных учебных заведений на примере военной мужественности генерал-лейтананта Д.М.Карбышева.

Основные средства (предметы) турнирной викторины: портрет генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева, фотография памятника генералу Д. М. Карбышеву на территории бывшего концентрационного лагеря Маутхаузен, электронный плакат, отражающий сведения о жизни и военной деятельности генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева, поэма “Достоинство” Сергея Васильева [1], повесть “Генерал Карбышев” Евгения Решина [5], роман “Честь” Юрия Пиляра [3], ватман, фломастер, портативная доска.

Критерии оценки деятельности участвующих команд (малых групп): 1) быстрое, качественное и первое выполнение заданий согласно условиям – 5 баллов; проявление медлительности в выполнение заданий, но старание выполнить их качественно согласно условиям – 4 баллов; 3) неспособность закончить задания согласно условиям, но проявление старания выполнить работу качественно – 3 балла; 4) неспособность закончить и выполнить задания согласно условиям – 0 балла.

Структура турнирной викторины выглядит следующим образом:

  1. Организационно-подготовительный этап. На этом этапе педагогом была установлена цель данной турнирной викторины; определена структура викторины; формированы задания для малых групп; разработаны критерии оценки и показатели уровня деятельности малых групп; установлены порядок оценки и критерии эффективности викторины; вниманию курсантов участников викторины былы представлены оригиналы историко-литературных произведений (наличие произведений на русском языке), повествующих о деятельности и военной мужественности генарал-лейтенанта Д.М.Карбышева, а также представлены переводы на узбекский язык отрывков из этих произведений о непостредственно военной мужественности Героя Второй мировой войны и даны задания по изучению данных произведений.

Перед проведением турнирной викторины курсанты были рекомендованы прочитать следующие историко-литературные произведения, посвещенные деятельности и военной мужественности генерал-лейтенента Д.М.Карбышева: поэма “Достоинство” Сергея Васильева [1], повесть “Генерал Карбышев” Евгения Решина [5], роман “Честь” Юрия Пиляра [3]. Учитывался факт, что произведения могут быть прочитаны курсантами в течение двух месяцев.

  1. Предварительный этап. На данном этапе педагог или один из курсантов высшего военного учебного заведения, назначенный ведущим, рассказывает о теме и цели организации данной турнирной викторины. Затем коротко повествует о детстве, профессиональной деятельности до попадания в плен Героя Второй мировой войны генерал-лейтенента Д.М.Карбышева, выбраннаго в качестве “героя” для викторины.

В центре аудитории, где будет проведена турнирная викторина, будут представлены нижеприведенные портрет и фотография памятника:

1 2

Дмитрий Михайлович Карбышев

14 (26) октября 1880 – 18 февраля 1945 годы

(Портрет генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева взята из следующего источника: https://www.google. com/searchirz=1C1CHBD_ruUZ806UZ806)

Памятник генералу-лейтенанту Д. М. Карбышеву, установленного летом 1963 года на территории бывшего концентрационного лагеря

Маутхаузен, Австрия

(Памятник Д.М.Карбышеву в Маутхаузен, Австрия // https:// u.wikipedia.org/wiki/ Карбышев_ Дмитрий_Михайлович)

  1. Условие “Информ-дайжест”. По сути словосочетание “Информ-дайжест” (с анг. “digest” – короткое повествование, резюме, с лат. “digerere” – делит, разделять) означает “пятиминутная информация”. Данный термин, применённый в отношении СМИ, выражает “информационный продукт (опубликованныя работа, статья, новости под общим заголовком)” [6]. Обычно дайжест представляется общественности в форме аннотации обобщённых коротких сведений.

Правила выполнения условий: малые группы, опираясь на произведения или отрывки из них, которые были представлены их вниманию, представят пятиминутную аннотацию о деятельности и военной мужественности генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева; форма презентации (настенная газета, электронная презентация, устное повествование и др.) самостоятельно выбирается малыми группами.

  1. Условие “Тематический блиц-опрос”. Согласно словарному значению в переводе с английского языка термин “блиц” означает “быстро”, “моментально”. Метод “Блиц-опрос” подразумевает “короткий и ясный ответ на вопросы” [7, 42]. В турнирной викторине малым группам были представлены нижеприведенное задание “блиц-опрос”:

3

Группы ответили на вопросы блиц-опроса следующим образом:

4

  1. Условие “Брейн-ринг”. Прежде чем дать малым группам задания по третьему условию, педагогом или ведующим даётся определение понятию “брейн-ринг”. Слово “брейн” (с ингл. “brain” – ум, разум, рассудок) в основе понятия, согласно его словарному значению, используется в обозначении скорости мышления. Словосочетиание “брейн-ринг” означает обладание конкурсным характером среди команд по выполнению заданий [8], т.е. необходимо первым правильно и полностью выполнить задание, первым правильно ответить на устные вопросы.

В турнирной викторине по условию “брейн-ринг” маленьким группам даются определённые вопросы, т.е.:

Продолжите или дополните нижеследующие мысли генерал-лейтенамента Д.М.Каркбышева о мужестве:

  1. Думайте о Родине, ...
  2. ... победа над собой!
  3. Главное – … перед врагом.
  4. Мои убеждения, … вместес зубами от недостатка витаминов в скудном лагерном рационе.
  5. Я солдат и ...
  6. Мой долг …, которая находится в состоянии войны с моей Родиной!

Малые группы продолжили и дополнили мысли генерал-лейтенанта Д.Карбышева следующим образом:

  1. Думайте о Родине, и мужествоне покинет нас!
  2. Нет большей победы, чем победа над собой!
  3. Главное – не пасть на колени перед врагом!
  4. Мои убеждения, не выпадают вместес зубами от недостатка витаминов в скудном лагерном рационе.
  5. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. 
  6. Мой долг запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной!
  7. Условие “Информация+”. По своей сущности данное условие викторины подразумевает представление малыми группами дополнительной информации о военной мужественности генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева [6]. В процессе ислледования для малых групп по данному условию было выбрано сделать презентацию с информацией о “Правилах поведения русских бойцов и командиров в плену”, разработанных генерал-лейтенантом Д.М.Карбышевым в концлагере Маутхаузен. Для выполнения данного задания было отведено семь минут, а после завершения решение задания было представлено группами (решение малых групп было представлено в форме презентации на плакате).

Выполнение задания (образец)

“Правилах поведения русских бойцов и командиров в плену”

(разработаны генерал-лейтенантом Д.М.Карбышевым)

  1. Оставаться организованными и сплоченными, где бы не находились.
  2. Взаимопомощь. В первую очередь помогать больным и раненым товарищам.
  3. Ни в чем не унижать своего достоинства перед лицом врага.
  4. Высоко держать честь русского воина.
  5. Заставить фашистов уважать единство и сплоченность военнопленных.
  6. Вести борьбу с фашистами, предателями и изменниками родины.
  7. Создавать патриотические группы военнопленных для саботажа и диверсий в тылу врага.
  8. При первой возможности совершать побеги из плена.
  9. Оставаться верными воинской присяге и своей родине.
  10. Разбивать миф о непобедимости гитлеровских войск и вселять

военнопленным (русским воинам) уверенность в нашей победе.

  1. Этап рефлексии. На данном этапе малые группы оценили деятельность других участников турнирной викторины. Такой подход формирует в курсантах навыки бескорыстной оценки поведения, активности, достижения других, а также навыки критического подхода к своим действиям. Кроме того, таким образом, курсанты научатся выражать признание достижениям и храбро признавать свое поражение.
  2. Последний этап. На данном этапе по каждому условию викторины согласно существующим критериям была оценена деятельность всех групп, и победители были награждены.

Таким образом, военная мужественность Героя Второй мировой войны, генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева является образцом для курсантов высших военных учебных заведений. В ознакомлении курсантов высших военных учебных заведений с военной мужественностью генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева процесс духовно-просветительских работ имеет важное педагогическое значение. В этом процессе целесообразно использование историко-литературных произведений о жизни, деятельности и военной мужественности героя войны. 

Список литературы

  1. Васильев С. Достоинство. Поэма о генерале Д.М.Карбышева. – М.: Литература, 1980. – 48 с.
  2. Памятник Д.М.Карбышеву в Маутхаузен, Австрия //https:// u.wikipedia.org/wiki/Карбышев_ Дмитрий_Михайлович.
  3. Пиляр Ю. Честь / Роман. – М.: Современник, 1987. – 431 с.
  4. Портрет генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева взята из следующего источника: https://www.google. com/searchirz=1C1CHBD_ruUZ806UZ806.
  5. Решин Е.Г. Генерал Карбышев: документальная повесть / Литер. обработка Л.Д.Давыдова. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1980. – 178 с.
  6. Трафимчук Е.А. Новые формы, приёмы и методы воспитательной работы. Педагогический опыт // https:// westysluzk.jimdofree.com/номера/ новые-формы-восп-работы.
  7. Usmonboyeva M., Aripova M., Mo’minova D. Ta’lim jarayonida interfaol metodlardan foydalanish. – T.: “Lesson Pres” nashriyoti, 2019. – 42-б.
  8. Формы проведения обзорных информационных часов // http://college. brest.by/files/ vospit/10.pdf.