УДК 611:74 (075)

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН, как «Голос современного искусства», новая веха художественного образования

Баскакова Марина Борисовна – старший преподаватель кафедры Декоративной живописи и графики Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: Исследования, изложенные в данной статье, посвящены изучению исторического опыта в формировании программ и методик обучения дизайнеров. Целью автора было раскрытие источников создания новой модели художественной педагогики, которая легла в основу проектно-художественной деятельности архитекторов и дизайнеров.

Ключевые слова: Беспредметное искусство, цвет, концентр, программа, дизайн.

Исследования, посвященные российской художественной практике XX века, безостановочно набирают силу. Все чаще появляются публикации, в которых прослеживается стремление найти в художественной атмосфере этого времени откровение, способное вписаться в «длительность» дня сегодняшнего. Поиск связи времен - это поиск единой тональности всего XX века, объединяющей годы прошлых культурных достижений и их продолжение в начале XXI века. В начале XX века с особой остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, поднимаются вопросы о том, что значит и для чего существует искусство. Развитие нового искусства, на тот момент, определила борьба инновационных идеалов с пережитками прошлого, которые, по мнению художников, не могли в полной мере отразить идеи прогрессивного времени.

Первые два десятилетия XX века явились периодом высшего расцвета русского изобразительного искусства, когда активно начинает развиваться абстракционизм - это беспредметное бесформенное искусство. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича.

В. Кандинский создал собственный вид абстрактной живописи, где главным принципом было создание композиционной гармонии из простых и при этом по-особенному красивых линий, поверхностей и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам. В 1910-1912 годах он заявил о новом течении в искусстве, противоположный миру обычных вещей. Это искусство, где господствуют законы природы.

Кандинский был первым теоретиком абстрактного искусства и основоположником методики обучения дизайну. В созданной им программе обучения особое внимание уделялось изучению колористики, взаимодействию цвета и геометрических форм, линий на плоскости, композиции. Все эти принципы Кандинский изложил в своей книге «Точка и линия на плоскости». В основу изучения цвета Кандинский положил не только изучение его психологического воздействия на человека, но и исследование такого явления как акустико - цветовая синестезия. Кандинский считал, что цвет можно услышать и в соответствии с этим создал таблицу, где четко прописано, какой цвет отвечает за определенный музыкальный инструмент. Такой подход родил особую символику, которая стала нести в себе кодовые элементы формообразования. Именно выявление объединяющего признака абстрактного кода открыло перед современным дизайном новые возможности.

Кандинский работал над поиском новых объектов зрительного мира, то есть над вычленением элементов. Используя при этом метод отрезания лишнего он получал объекты для фигуративного искусства.

Все совпало: и появление абстрактного искусства, и промышленная революция, и возникновение дизайна как особого вида проектно - художественной деятельности. Эти важные события начала ХХ века не могли не повлиять на возникновение специфических школ обучения дизайну. В 20 годы в России появились ВХУТЕМАС, а затем ВХУТЕИН, в которых были разработаны новые художественные образовательные программы. Их отличительной чертой была нетрадиционная для художественных вузов и ремесленных училищ структура, которая объединяла как творческие факультеты, так и производственные с общим для всех специальностей пропедевтическим курсом. Фаворский, в период работы ректором, преобразовывал педагогическую систему и обобщал разнообразные, поиски и опыты в перестройке Высшей художественной школы. Поэтому программы этого периода не были стабильны, они переделывались и перестраивались. Предпринимались попытки объединить программы тогда еще раздельно существующих дисциплин (графической, цветовой и объемно -пространственной) основываясь на общие принципы. В это связи, Ладовским была разработана Система формально - композиционных заданий, по схеме: плоскость - объем - пространство. Она стала всеобщей, но по каждому предмету содержание упражнений принципиально отличалось. На все программы была дана установка: от простого к сложному. Задачи программы имели постепенное развитие, то есть усвоение аналитических упрощенных элементов приводило к синтезу художественного продукта. Вся структура учебных программ была направлена на укрепление единой составляющей - воспитание личности в первую очередь, овладение широким спектром знаний и наработка навыков в области декоративных искусств.

В 1930 году Вхутеин прекратил свое существование. На основе разработанных в нем программ были сформированы новые вузы. К МВТУ присоединили архитектурный факультет, образовав МАрхИ. Полиграфический институт образовался при соединении полиграффаком ленинградского Вхутеина с полиграфическим факультетом. Живописный и скульптурный факультеты перевели в Ленинград, объединив с Институтом пролетарских изобразительных искусств. Был создан Текстильный институт на основе Текстильного факультета (ныне РГУ им. А.Н. Косыгина) и возрождено Строгановское училище, где проводилась подготовка специалистов в области дизайна, интерьера, прикладного искусства (ныне МГХПА им. Строганова).

Научные исследования, проводимые на факультетах Текстильного института в 30-е годы, основывались на научно - методическими наработки, заложенные во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе. В 1937 вместо кафедры художественного оформления текстильных изделий создали три новых: кафедра рисунка и живописи, спецкомпозиции и искусствоведения. В дальнейшем в Текстильный институт стал выпускать не только художников - технологов по ткачеству, печатному рисунку и трикотажу, но появилась новая специальность - художник по костюму.

Во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе были успешно реализованы концепции новой модели художественной педагогики, соединившей достижения новейших течений в искусстве. Это положило начало формированию стиля современной архитектуры и нового вида проектно - художественной деятельности. В процессе обучения студентов - дизайнеров успешно применяются задания, разработанные дизайнерскими школами еще на рубеже начала ХХ века. построенные на основе абстракционизма. Такие упражнения весьма успешно развивают творческое мышление, дают возможность раскрытия знаний о построении композиции, помогают раскрытию заданной темы в тех случаях, когда нет необходимости передавать узнаваемые формы окружающего мира.

Список литературы

  1. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. - Ташкент: Издательство “ФАН” УзССР, 1975.244 с.
  2. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. - 288 с.
  3. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть / Изд. 2-е, доп. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 320 с.
  4. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.
  5. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды: учебник для вузов / А. В. Ефимов, Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев [и др.]. – М.: Архитектура - С, 2004. 504 с.
  6. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001. - 560 с.: ил.+ вклейка (32 с.).
  7. Рунге В. Ф. Основы методологии и теории дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. — М.: М3-Пресс, 2003. — 252 с.
  8. Хан - Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Издательство "Ладья", 2000. - 488 с.: ил. ISBN 5-7068-0085-5.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail