УДК 37.013

Особенности формирования компетенции сотрудничества молодежи в социально-культурной деятельности

Русакова Татьяна Сергеевна – аспирант Московского педагогического университета.

Аннотация: Цель – определить особенности формирования компетенции сотрудничества молодежи в социально-культурной деятельности. Метод: сравнение. Результат: определены особенности формирования компетенции сотрудничества молодежи в социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: компетенция сотрудничества, социально-культурная деятельность.

Молодежь как социальная категория занимает особое место в социуме. Возрастные рамки размыты: в официальных источниках это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет (в некоторых субъектах до 35 лет). Данная категория отличается мобильностью, активной социальной позицией и больше всего поддержана внешнему влиянию. Исследователи отмечают, что молодежь больше, чем остальные возрастные категории, подвержена общественному влиянию и характеризуется формирующимся мировоззрением, инициативностью и стремлением к освоению новых социальных ролей и получению статусов. Современное общество с многообразием социально-культурных и досуговых организаций и институтов создаёт потенциальные возможности для реализации ее жизненных планов и устремлений.

Различные подходы (социологический, демографический, психологический, физиологический) дают разные трактовки понятия молодежь, устанавливают разные возрастные границы и критерии ее выделения в самостоятельную группу.

Сегодня среди молодёжи наблюдается такое явление как «социальный инфантилизм» или незаконченная социализация, которое не связано ни с уровнем образования, ни с психологическим климатом в семье. Появление такого явления соотносится с глобальными переменами, происходящими в социуме. Рост информационных технологий и глобальное распространение интернета породили ряд проблем, в том числе связанных с коммуникацией. сместили акцент в сторону «виртуальной коммуникации» и распространению интернет-зависимости у молодёжи.

Все это порождает трудности в реальном общении. В связи с этим особенно актуально становится рассмотрение особенностей формирования компетенции сотрудничества среди молодёжи. Задача формирования компетенции сотрудничества молодежи является важной и актуальной, поскольку наличие у молодых людей ценностей работать сообща, в сотрудничестве напрямую влияет на развитие нашего общества в целом, позволяет решить тот спектр проблем, которые нельзя решить по отдельности.

На сегодняшний день наблюдается рост числа культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования, что, связано с повышением запроса молодежи на организацию ее свободного времени вне рамок учебных заведений, повышением активности и инициативности молодых людей, стремящихся ко всесторонней личностной самореализации.

И здесь на первое место выходит социально-культурная деятельность. В отличие от трудовой и учебной, главной ее целью является не получение нового знания или конкретного продукта труда, а социализация молодых людей и их приобщение к культурному и социальному наследию.

Социально-культурная деятельность, по Т.Г. Киселевой, обладает следующими характеристиками: [1].

  1. Свобода выбора, добровольность и активность индивида.
  2. Обусловленность деятельности региональными и национально-этическими традициями и особенностями.
  3. Возможность реализации как в институциональных, так и в не институциональных формах.
  4. Наличие индивидуальных и групповых форм.
  5. Целенаправленность.

Данные характеристики социально-культурной деятельности необходимо учитывать при выборе форм, методов, и средств формирования компетенции сотрудничества молодежи. В ходе социально-культурной деятельности происходит германизация педагогических целей и они обращаются к конкретному человеку. Исследователи социально-культурной деятельности отмечают, что она оказывает сильное воздействие на формирование и развитие личности. Специфика социально-культурной деятельности состоит в том, что главной ее целью является не получение нового знания или конкретного продукта труда, а социализация молодых людей и их приобщение к культурному и социальному наследию.

Большинство направлений социально-культурной деятельности подразумевают взаимодействие ее участника с другими людьми, совместных действий. В связи с этим для сохранения активности и инициативы каждого участника важно быть готовым к работе сообща, в команде, иметь высокий уровень сформированности компетенции сотрудничества.

Рассмотрим основные формы и методы социально-культурной деятельности, способствующие формированию компетенции сотрудничества молодежи. Среди форм социально-культурной деятельности по количеству участников выделяются три: индивидуальные, групповые и массовые. Выбор форм должен обеспечивать достижение цели – формирование компетенции сотрудничества. Поскольку речь идет о формировании компетенции в совместной деятельности, подробней остановимся на групповых формах. Групповые формы включают в себя как традиционные (лекции, тренинги, игры, проекты, дискуссии), так и инновационные (квесты, квизы) и способствуют формированию таких компонентов компетенции сотрудничества как усвоение правил поведения в совместной деятельности, формирование умений выдвигать идеи и принимать решения с учетом условий плюрализма мнений, участвовать в групповом обсуждении, выбирать приемы коммуникации, соответствующие заданной ситуации. Так, лекции и семинары могут быть использованы в качестве трансляции и закрепления знаний о правилах и нормах взаимодействия участников деятельности друг с другом, обсуждении возникших в ходе деятельности трудностей и проблем и способов их разрешения. Тренинги, игры, проекты рационально использовать на формирующем этапе, когда участникам предстоит разрешить поставленную перед группой задачу в совместной деятельности.

Выбор методов по формированию компетенции сотрудничества молодежи должен основываться на принципах их целостности, целесообразности, а их элементы связаны между собой. Исследуя потенциал методов социально-культурной деятельности, особый интерес представляют интерактивные методы формирования компетенции сотрудничества молодежи. 

Интерактивные методы рассматриваются как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности, когда все участники процесса взаимодействуют друг с другом, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение» [3]. Такие методы, по мнению Т.С. Паниной, предполагают формирование нового опыта прежде его теоретического осмысления, где опыт и знания каждого участника деятельности взаимообогащают других, способствуют, по мнению О.В. Литвиновой развитию способностей к «анализу информации и определения проблемы», учат находить ресурсы и возможности для решения проблем, а также «вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия» [2].

Потенциал интерактивных методов в контексте формирования компетенции сотрудничества позволяет сформировать у участников социально-культурной деятельности способности к командной работе и усилить навыки общения и друг с другом, и с педагогом-организатором социально-культурной деятельности.

Список литературы

  1. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников Ю.Д. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  2. Литвинова, О. В. Интерактивный метод обучения / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1390-1392. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19537/ (дата обращения: 21.04.2021).
  3. Панина, Т.С. Интерактивное обучение / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова // Образование и наука. 2007. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie (дата обращения: 09.04.2021).