УДК 37
Айдарова Жыпаргуль Мусаевна – преподаватель кафедры Педагогики Ошского государственного университета.
Аннотация: Предложенная статья знакомит читателей с результатами анализа теоретических источников об особенностях подросткового возраста и о влиянии разноуровневых заданий на развитие их навыков чтения. Статья, во-первых раскрывает физиологические и психологические особенности учащихся подросткового возраста. Во-вторых, знакомит с опровержением стереотипных представлений, связанных с подростковым возрастом, таких как «снижение мотивации к обучению», «характер становится очень резким», «никого не слушает» и т. д.. В связи с этим поставлена цель провести глубокий анализ значимых позитивных изменений в учебной деятельности учащихся подросткового возраста и отметить о необходимости рассмотреть как педагогическое условие.
В Государственном стандарте школьного образования Кыргызской Республики и предметных стандартах акцентируется внимание на формирование ключевых и предметных компетентностей. При внедрении разноуровневых заданий в учебный процесс необходимо учитывать познавательные возможности учащихся подросткового возраста, которое занимает важную роль в развитии навыков чтения.
Ключевые слова: учащиеся, подростковый возраст, физиологические аспекты, психологические аспекты, познавательная самостоятельность, разноуровневые задания, навык, чтение, типы заданий, деятельность.
Подростковый возраст направлен на развитие познавательной самостоятельности в физиологических и психологических аспектах. В поведении учащихся этого возраста наблюдается копирование поведения взрослых, в то же время стремление к независимости и активная работа с разнообразной информацией. В этот период поведение учащихся сильно зависит от сверстников и их мнения. Для подростка общение имеет приоритетный характер, они взаимодействуют друг с другом и учатся размышлять (рефлексировать). Совместное изучение мира и друг друга становится ценностью. Через общение со сверстниками подростки определяют свои возможности и стремятся самореализоваться. Чтобы удовлетворить эти потребности подросткам потребуется и ответственность, и свобода. Более того, свобода часто рассматривается как право на взрослую жизнь. Успех очень ценен для их среды. Посредством деятельности подростки выстраивают механизм освоения новых видов работы, верят в себя и получают новую мотивацию к получению образования.
У подростков развивается стремление к самовоспитанию, которое проявляется в форме самоконтроля в сознательном развитии волевых качеств. Понимание необходимости выбора профессии становится новой мотивацией к учению и способствует развитию познавательной деятельности. В связи с этим взрослым необходимо объяснить подростку в чем важность самовоспитания, саморазвития и способы достижения желаемых результатов этих процессов.
Как отмечают многие исследователи, в возрасте 12-13 лет у подростков развивается интерес к собственной личности, ее достоинствам и недостаткам, личностным качествам, самопознанию, нахождению своего места среди сверстников и в обществе в целом. Учащиеся подросткового возраста характеризуются наличием разных интересов, которые часто меняются. Их развитие необходимо направить в конструктивную «сторону» через совершенствование навыков самостоятельного учения, самооценивания, познавательной деятельности, освоение знания и жизненного опыта [1, с. 47].
По мнению Е.В. Емельяновой, для подростков характерна потребность в развитии и обучении через жизненную практику, потребность в общении, интересных жизненных событиях, творческой самореализации, в умении сознательно использовать сильные качества и опыт в повседневной жизни [2, c. 30; 136, с. 456].
В этом возрасте появляются новые мотивы, связанные с потребностью подростков заниматься самопознавательной деятельностью, повышать самостоятельную и творческую активность, интерес, стремление увидеть практическую значимость своей работы. У подростков возникает осознанная потребность в эрудиции и творчестве, которые проявляются в различных видах деятельности [3, с. 47].
Э. Мамбетакунов и Т. Сияев в своей книге «Основы педагогики» отмечают: «С 13 до 15 лет происходит интенсивный рост памяти, осваиваются смысловые навыки запоминания, основанные на построении логической связи, а значит, более успешно запоминается и абстрактный материал» [3 , с. 4].
Еще один заслуживающий внимания аспект - повышение ответственности подростков, которые начинают сосредотачиваться на развитии своих навыков планирования жизни и самооценки. По мере того, как коммуникативная среда и познавательные интересы подростка быстро расширяются, самообразование становится важным, этот процесс способствует развитию всех психических областей, таких как мышление, общение, память и культура речи.
В сфере образования наблюдаются тенденции глобализации, информатизации, компьютеризации и технологизации, которые наблюдаются во всех сферах жизни общества. Многочисленные исследования отметили положительный эффект таких тенденций (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Позитивные результаты тенденций (обобщение мнений ученых).
№ |
Положительная тенденция |
1. |
Узнавать новое стало легче и быстрее. |
2. |
Обмен информацией происходит очень быстро. |
3. |
Возможности общения сейчас намного шире, чем двадцать лет назад. |
4. |
Развитие интернет-технологий (клубы по интересам, социальные сети, сферы) привело к исчезновению границ общения между сверстниками в разных странах. |
5. |
В результате многие подростки интенсивно изучают другие языки, потому что знание языка расширяет их сферу (сеть, среду). |
6. |
Необходимость общения со сверстниками в других странах расширяет познавательные возможности и интересы подростков. |
7. |
Книги, научные статьи, музыка, искусство - все мировые ценности стали доступнее. Их можно обсуждать и оценивать в социальных сетях, и вы можете предлагать друг другу необычные вещи, будь то книга, музыка или картина. |
8. |
Интеллектуальное общение в Интернете расширяет кругозор по определенной теме, особенно за пределами школы, повышает тягу к самостоятельному обучению. Интернет способствует формированию новых неформальных групп по интересам среди подростков. |
Однако, несмотря на развитие у подростков таких положительных качеств, в образовательном процессе в наших школах наблюдается недостаточный уровень навыков чтения, отсутствие аналитических умений, скудный словарный запас, психофизические трудности, неразвитость воображения (фантазии).
Мы считаем, что выявление подобных проблем связано с тем, что в учебниках и на уроках не предлагаются задания разного уровня, которые способствуют развитию у учащихся навыков чтения на высоком уровне. Ученикам даются только репродуктивные задания, которые могут выполнять только продвинутые ученики с очень хорошей памятью.
В целях усиления предложенного педагогического условия мы проанализировали следующие учебники, используемые в 7-9 классах:
Отметим, что несмотря на то, что вышеперечисленные учебники не являются учебниками нового поколения, во многих современных школах обучение ведется именно по этим учебникам. Анализ учебников показал, что они в основном ориентированы на активную позицию учителя, что вопросы фактологические, большинство упражнений сосредоточено только на повторение материалов:
На основании анализа было подтверждено, что важно развивать навыки чтения не только по литературе, но и по другим предметам. Поэтому мы выбрали два предмета в качестве основных для тестирования педагогического условия: «Биология» и «История Кыргызстана». Причины выбора этих предметов: а) этим предметам дается меньше времени, чем другим предметам; б) эти предметы преподаются в 5-9 классах, т. е. они охватывают весь подростковый возраст, в этом случае удобно наблюдать динамику развития навыков чтения учащихся подросткового возраста; в) оба предмета могут предлагать интегрированные знания, которые обеспечивают основу для развития навыков чтения в разных предметных областях.
Мы разработали совместно учителями задания для 7-9 классов. Нам было важно, чтобы задания были понятны учителям, поэтому структура заданий было одинаковым:
Следует отметить, что существует множество типов каждого задания. В таблице 2 представлена характеристика деятельности учащихся по некоторым типам задач.
Таблица 2. Деятельность учащихся в соответствии типами заданий.
№ |
Задания |
Деятельность учащихся |
1. |
Задания, направленные на развитие умения определять цель своей деятельности. |
Учащиеся пытается понять, что от него требуется, но он может переформулировать цель и определить ее самостоятельно. |
2. |
Задачи, направленные на работу с разными источниками информации. |
При работе с заданиями этого типа учащиеся должны освоить стратегии нахождения информации: создать поисковый запрос в Интернете на основе задания, выполнить поиск в книгах и других источниках, а также проведение логических операций: анализ, группирование, сравнение, обобщение, систематизация. |
3. |
Задания, направленные на развитие умения рефлексии. |
Эти задания даются с целью развития у учащихся чувства соответствующей самооценки: что они делали, что не получалось, что было непонятно, каковы были причины неудач, по их мнению, как их преодолеть, какие эмоции возникли во время задания, насколько они были удовлетворены результатами. |
4. |
Задания, направленные на развитие умения выбирать пути решения самостоятельной деятельности. |
В начале урока учитель обязательно записывает задание на доске. Учащимся дается задание найти партнера и работать с ним в парах. Учитель дает краткие инструкции по выполнению предстоящего задания и как будут оцениваться ее результаты. Учащиеся работают самостоятельно, а затем работают со своими соседями небольшими группами, в зависимости от наличия времени. |
Таким образом, анализ литературы по применению разноуровневых заданий для развития навыков чтения позволяет сделать некоторые общие выводы. Разработка заданий приводит к пониманию прочитанной информации, а процесс становится открытым, понятным и последовательным. Для успешного внедрения в учебный процесс разнеуровневых заданий по всем школьным предметам необходимо развитие педагогических и методических компетентностей учителей. А у учащихся подросткового возраста применение вышеперечисленных типов заданий способствует развитию навыков чтения. Деятельность ученика становиться активной, учитель сосредотачивает свое внимание на управление этим процессом и помощи затрудняющим ученикам.
Список литературы