УДК 373

Нормативно-правовые и теоретические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся старшей школы

Игнатенко Мария Евгеньевна ­– учитель МБОУ «Калачевская СОШ» Прокопьевского МО Кемеровской области.

Аннотация: Одной из главных задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают обучающимся умение учиться, навыки саморазвития и самосовершенствования. Формирование способности и готовности реализовывать УУД позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса [10].

В статье рассмотрены проблемы формирования познавательных УУД старших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные УУД, логические, общеучебные действия.

Отношение человека к окружающему миру эволюционирует, формируясь на протяжении всей сознательной жизни. Однако интенсивнее всего данный процесс происходит в школьные годы, в период систематического приобщения к миру науки и опыту общественной жизни.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые предъявляют к школьному образованию все новые и новые требования. Еще 20 - 30 лет назад основной считалась задача привить обучающемуся определенные знания, умения и навыки в их совокупности. На сегодняшний день главное — развитие полноценной, разносторонней личности, формирование таких качеств и умений, которые в будущем помогут легко осваивать новые виды деятельности, навыки, заниматься самообразованием, расти умственно и профессионально и, как следствие этого, быть успешными в жизни.

Приоритетной направленностью образовательных стандартов среднего общего образования является реализация потенциала развития образования.

ФГОС предполагает, «пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов, заставляет включить в состав основных образовательных программ программу формирования универсальных учебных действий» [10].

Термин «универсальная учебная деятельность» относится к способности учиться, то есть к способности субъекта активно осваивать новые знания и новые навыки как основу для личного развития и саморазвития [10].

Вопросы формирования универсальных учебных действий учащихся старшей школы изучали такие исследователи как М.А. Королева, И.В. Петрова, С.В. Чопова, Т.М. Шахова [11, 12 и др.].

Психолого-педагогические аспекты процесса решения задач, проблемы применения учебных задач в обучении изучались Г.А. Баллом, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, З.И. Калмыковой, Ю.М. Колягиным, В.И. Крупичем, И.Я. Лернером, А.М. Матюшкиным, Л.М. Фридманом, Д.Б. Элькониным и др. [2,11,12 и др.].

Исследования психолого-педагогической литературы показывают, что умения характеризуют конечный результат обучения, которому предшествует усвоение последовательности образовательной деятельности.

Компетентность - это способ выполнения деятельности, изучаемой по предмету, которая состоит из ряда приобретенных знаний и навыков.

В психологии под умениями также понимают «совокупность приемов и способов» (Е.П. Ильина), «первичную ступень в освоении навыка» (Е.Н. Кабанова-Меллер), «возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать» (А.В. Усова).

Изучая проблему обучения старшеклассников УУД, ученым удалось выявить наличие большого количества научно-практических материалов, касающихся формирования общеобразовательных умений школьников. Учитывая, что развитию навыков предшествует освоение ряда действий и операций, мы считаем необходимым изучить методики тренировки общепедагогических навыков, так как они могут служить методологической базой для создания современных программ формирования познавательных универсальных учебных действий.

УУД в учебно-познавательной деятельности выполняют следующие функции:

  • обеспечение обучающихся самостоятельной учебной деятельностью, обучение навыкам выбора и применения ресурсов и средств, необходимых для их достижения, научение ставить образовательные цели, регулировать и оценивать процесс и результат работы;
  • создание атмосферы, которая способствует развитию личности и ее самореализации, стремлению к непрерывному обучению, умение «учить, чтобы учиться», толерантное отношение к жизни в поликультурном обществе, повышенная социальная и профессиональная мобильность;
  • создание условий для эффективного усвоения знаний, умений и навыков, развитие универсальных для любой области знаний компетенций [1].

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

  • носят надпредметную, метапредметную направленность;
  • предоставляют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося;
  • лежат в основе организации, регуляции любой деятельности ученика независимо от особенностей учебного предмета;
  • обеспечивают связь всех ступеней образования;
  • создают условия для изучения учебного содержания и формирования познавательных способностей ученика (рис.1) [5].

Рисунок 1. Универсальность УУД.

Одной из особенностей УУД является их многофункциональность,

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит на всех учебных предметах. Современная реальность требует от выпускника школы способности свободно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в информационном поле, строить основанную на логике систему в любой сфере знания, уметь проектировать собственное развитие.

Основная задача учителя - это организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности для осуществления творческой трансформации учебных материалов с целью усвоения новых знаний. Поэтому для формирования у школьников любого УУД в системе образования каждому старшекласснику предлагается следующий путь:

  1. Вначале при изучении различных учебных предметов у обучающегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; основываясь на имеющемся опыте, обучающийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
  2. более изученное УУД входит в практику преподавания на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
  3. по окончании организуется контроль уровня подготовки данного УУД и его систематического практического использования в педагогической практике, как на уроках, так и во внеучебной деятельности [7].

Согласование стандартов и интересов ученика возможно при личностно-ориентированном обучении. В этом случае даже обыденность может быть превращена учителем в творчество, когда даже сама атмосфера урока, его содержательная и методическая наполненность не только вооружат учеников конкретными знаниями и умениями, но и вызовут искренний интерес, подлинную увлеченность, запустят формирование их творческого сознания.

В составе универсальных учебных действий можно выделить виды:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

Говоря о том, что все УУД формируются у каждого конкретного обучающегося благодаря его личному опыту, исследователь А.В. Хуторской выступает против выделения личностных УУД: «если разработчики ФГОС разделяют результаты образования на личностные и неличностные (предметные, метапредметные), то это противоречит основам концепции личностно-ориентированного подхода к образованию, так как ведет к отчуждению планируемых результатов образования (предметного и метапредметного) от личности учащегося» [6]. Такого же мнения придерживается и С.Г. Воровщиков [3].

По мнению М.И. Поелуевой, универсальные познавательные учебные действия – это система методов познания окружающего мира, построения самостоятельного учебного процесса, исследований и ряда операций обработки, систематизации, обобщения и применения информации.

Познавательные УУД в старшем школьном возрасте включают в себя общеобразовательные действия, логические действия и действия, направленные на постановку и решение проблем.

Общеобразовательная деятельность помогает ученику проводить самостоятельные исследования; работать с информационными потоками; выполнять символические действия; структурируют знания; помогают осознанно и произвольно строить устное или письменное речевое высказывание; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять рефлексию учебной деятельности; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; выполнять смысловое чтение; навигационная информация для различных целей.

Логические действия служат инструментальной основой мышления и используются при решении исследовательских задач. Они помогают «выделить общие черты в различных явлениях реальности, установить причинно-следственные связи, например, определить любое изучаемое явление».

Действия по решению проблем включают формулировку проблемы и саморазвитие творческих и исследовательских методов ее решения.

Чтобы научить старшеклассников развивать этот комплекс действий, он должен быть ценностно-ориентированным, а это возможно, когда старшеклассник рассматривает образование как необходимую основу для будущей профессиональной деятельности. Только в этом случае он будет стремиться сознательно контролировать и улучшать эти действия, и они смогут служить оперативной композицией действий.

Освоение универсальных учебных действий обучающимися происходит в рамках различных учебных предметов. Совершенно очевидно, что строгой градации в формировании определенного типа УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и быть не может. Относительно различных сфер образовательной деятельности исследователи выделяют ряд следующих познавательных УУД для старшеклассников:

  • моделирование пространственных тел;
  • совершенствование навыков использования символической записи математического понятия;
  • использование индуктивного вывода;
  • возможность приводить контрпримеры;
  • знание норм русского литературного языка и речевого этикета и их использование в речевой практике при составлении устных и письменных работ;
  • создание текстов разного жанра и стиля с учетом сферы и ситуации общения; знание литературной терминологии;
  • участие в учебно-конструкторской и исследовательской деятельности;
  • способность читать аутентичные тексты с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сравнивать факты, делать выводы, создавать аннотации прочитанного текста, выражать свое мнение;
  • усвоение примеров действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение анализировать природные, техногенные и социальные явления и события, выявлять причины их возникновения и их возможные последствия, разрабатывать модели безопасного поведения личности, и т. д. [1].

Урок остается основной формой обучения в современной школе, так как выполняет как минимум два важных условия - необходимость массового обучения и достаточные возможности для коммуникативного взаимодействия учащихся.

Таким образом, система обучения на уроке не только помогает тренировать и развивать познавательные УУД, но также предлагает множество возможностей для развития коммуникативных и регулятивных УУД.

Современные учителя постоянно ищут новые формы «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учеников, повысить их интерес к урокам и, в то же время, обеспечить скорость запоминания, понимания и усвоения материала – а значит, качественное формирование УУД и достижение познавательных и личностных результатов каждым ребенком.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности старшеклассников во многом обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, а также проблемного методов изучения нового учебного материала.

Проблема познавательной учебной деятельности, интересов и общих познавательных способностей давно привлекала внимание ученых, о чем свидетельствуют исследования С.Г. Воровщикова, П. Подкасистого, Г. Селевко, Н.Ф. Талызиной и других. Еще в прошлом веке начали складываться подходы к системному осмыслению общепедагогических умений и навыков (Ю.К. Бабанский, В.М. Коротов, Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова и др.). Так, более 40 лет назад Н.А. Лошкарева разработала «Программу развития общих навыков обучения и навыков учащихся», которая и на сегодняшний день является наиболее полным и подробным системным исследованием композиции и структуры этих навыков [2].

Ученые подчеркивают гносеологический и интегративный характер познавательной деятельности и спорят о необходимости формирования субъектности обучающихся (Е.А. Александрова, А.Г. Асмолов, Н.Б. Крылова, и другие), формирования мотивированной познавательной активности школьников (И.А. Зимняя, И. Лингарт), внутренней познавательной потребности с учетом склонностей к гуманитарным или точным наукам, с позиций настоящего и будущего (Л.И. Божович, A.К. Маркова) [1,2,3,11 и др.].

Появились также работы, посвященные развитию отдельных компонентов познавательной деятельности: познавательной деятельности на основе принципа индивидуализации обучения (В.А. Донец), технологий воспитания познавательной деятельности на уроках и внеурочной работе. (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), способам формирования познавательного интереса и познавательной потребности обучающихся (В.С. Ильин, Ю.В. Шаров и др.), развитию познавательной мотивации средствами учебно-издательской деятельности обучающихся (С.А. Лысиченкова), внеурочной познавательной деятельности как фактору развития воспитательной системы образовательного учреждения (Е.М. Савина).

В системе общего образования все больше внимания уделяется проблеме работы с текстами, развитию у школьников навыков чтения, формированию педагогических и информационных навыков, которые находят отражение в герменевтическом подходе (В.А. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.М. Букатов, А.Ф. Закирова, С.С. Мальцева, О.П. В.И. Слобожникова и др.). Работа с текстом на основе диалога с ним - тема работ Г.Г. Граник, Г. Богина; логико-структурный подход был представлен Л.П. Доблаева, С. Острижней.

При этом проблеме формирования универсальных познавательных образовательных действий посвящены всего несколько работ: в условиях специализированных занятий (С.В. Чопова), по проектной технологии (Л.А. Теплоухова), работе с тематическими и рефлексивными языковыми портфелями при обучении русскому языку (Т.М.Шахова) [11].

Также немногочисленны специальные исследования, посвященные организации процесса обучения с текстовой информацией в рамках тренировки познавательных универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, Т.В. Облазова). Кроме того, можно считать недостаточно разработанными и принципы, условия их развития, а также критерии и показатели сформированности, позволяющие на научно-обоснованном уровне организовывать и оценивать успешность освоения старшеклассниками познавательных УУД.

Как мы уже отметили, в последние годы возрос интерес к проблеме формирования познавательной учебной деятельности. Однако, несмотря на обширные исследования в области психологии и педагогики, в теоретико-методологическом изложении эта проблема еще недостаточно решена. В связи с этим в нашем исследовании важно выявить наличие современных методик, направленных на формирование познавательных УУД.

Так, в работе С.Г. Воровщикова представлен проект внутришкольной системы учебно-методической и управленческой поддержки на основе экспериментальной работы по созданию системы мониторинга и управления развитием познавательных УУД в российской школе [3].

Изучая проблему познавательных универсальных учебных действий, мы считаем ее наиболее полно раскрытой в исследовании С.Г. Воровщикова, создавшего классификацию познавательных учебных действий, основанную на методах получения, обработки и использования информации.

Согласно исследованию автора, общепедагогические навыки делятся на три группы:

  • педагогические и управленческие;
  • педагогико-познавательные;
  • педагогические и логические [11].

Таким образом, разнообразие теоретической информации, технологических подходов, научных и практических разработок в области УУД сводится к двум важным направлениям: созданию алгоритмов деятельности и разработке системы учебных задач.

Мы разделяем мнение о том, что преподаватель в образовательных учреждениях должен уметь конструировать учебную и познавательную деятельность учащихся. При разработке программы формирования и развития познавательных универсальных учебных действий в старшей школе, согласно исследованиям С.Г. Воровщикова, необходимо учитывать, что УУД представляют собой целостную систему, в которой каждое учебное действие взаимосвязано с другими учебными действиями и определяется логикой возрастного развития [3].

Дети получают образование в старших классах средней школы в возрасте от 15 до 17 лет. Учебная деятельность остается основным занятием старшего школьника. Будущие студенты более заинтересованы в обучении, чем подростки 12-14 лет, так как у них формируется новая структура мотивации к обучению.

Причины самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни играют важную роль. Эти темы приобретают личное значение и взаимодействуют между собой. Важное место в мотивационной структуре старшеклассников занимают такие социальные мотивы как стремление стать полноправным членом общества на благо нации, отечества и вера в практическое значение науки для общества. Они сохраняют свою силу и мотивацию, которая заключается в самой учебной деятельности, интересе к содержанию и процессу обучения.

Наряду с интересом к фактам, характерным и для подросткового возраста, ученика старшей школы начинают интересовать и теоретические аспекты, методы научных исследований, самостоятельная исследовательская деятельность для решения задач повышенного уровня сложности.

Эта когнитивная мотивация может распространяться на все объекты, на цикл любого объекта или на один объект. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными проектами и профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию образовательных интересов и изменению отношения к учебной деятельности.

Мотивационная сфера учащегося старшей школы характеризуется сочетанием и проникновением широких социальных и познавательных мотивов, содержащихся в самом образовательном процессе. Например, в старшем школьном возрасте доминирует произвольная мотивация. Учащимся все больше движет сознательная цель, собственные намерения.

Итак, мы определили, что показателями структуры познавательных универсальных учебных действий старшеклассников являются:

  1. Общеобразовательные универсальные действия:
  • ориентирование в учебных пособиях, учебном материале;
  • извлечение информации из текста, представленной в очевидной и неявной форме;
  • извлечение информации из рисунков, фотографий, таблиц, схем, различных типов карт;
  • перевод информации из одного типа в другой;
  • структурирование знаний и навыков (выбор источников информации);
  • построение речевых высказываний – устных и письменных;
  • умение выделять и формулировать познавательную цель и выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
  1. Универсальные логические действия:
  • анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение предметов, явлений;
  • установление причинно-следственных связей;
  • выдвижение гипотезы и ее обоснование;
  • построение логической цепочки;
  • рассуждения и демонстрации.
  1. Действия по формулировке и решению проблемы (самостоятельное формулирование и решение).

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты. – М.: Просвещение, 2011. – 109 с.
  2. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М.: НексПринт, 2010. - 84 с.
  3. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с. - С. 102-106.
  4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М.: Наука, 1966. – 219 с.
  5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
  6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
  7. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
  8. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса. - М.: Меж-дунар. пед. акад., 1995. - С. 31-44.
  9. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. - Физика. - 2006. - № 16. – С. 13-19.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Гончарова Н. В., Абрамян Г. С./М.: Просвещение, 2014, с. 61.
  11. Чопова С.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов: дисс. канд. пед. наук. - М., 2016. - 168 с.
  12. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1997. – 201 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail