УДК 37

К вопросу о цифровой компетенции учителя в условиях пандемии

Жумашева Светлана Сатыбалдиевна – кандидат педагогических наук, доцент Казахского национального педагогического университета им.Абая.

Жаксылыкова Нурия Ермухаметовна – кандидат педагогических наук, доцент Казахского национального педагогического университета им.Абая.

Аннотация: В представленной статье рассматривается аналитический подход к определению и диагностике цифровой компетенции учителей в период пандемии. Анализируется роль информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Обсуждаются критерии цифровой компетентности педагогов и вопросы его формирования. Предлагаются основные цифровые навыки, необходимые современному учителю, и перспективные направления по их формированию и развитию в системе непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: компетенция, цифровизация, современное образование, информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время, в период пандемии COVID-19, преподаватели со всего мира перевели учебные процессы в цифровую форму. Пандемия сыграла роль своеобразного катализатора дистанционного образования. Казахстан, учитывая всю ситуацию, перевел учебные заведения на дистанционную форму обучения, создав электронную среду обучающихся путём внедрения и проведения лекции с обратной связью, вебинаров, видео-лекций, различных тестирований и тренингов, программ, интернет-консультаций, взаимодействий участников образовательного процесса и формирования электронного портфолио обучающихся, создания «личного кабинета».

Эффективная организация образовательного процесса в условиях пандемии и заметного роста цифровизации общества невозможна без повышения его цифровой грамотности, если последняя реально оценена и соответственно разработаны новые модели дидактики цифрового обучения. Следовательно, необходимо изучать актуальное состояние цифровой грамотности, а также искать и внедрять новые модели обучения в образовательной системе, основанные на использовании современных инновационных технологий и цифровых методов обучения, развивать цифровые компетенции учителей.

В контексте цифровизации, следует привести слова президента Республики Казахстан, Касым-Жомарта Токаева: «Цифровизация – это не следование модной тенденции, а ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности. Прежде всего, предстоит устранить цифровое неравенство, обеспечить максимальный доступ к интернету и качественной связи всех граждан. Сегодня это такая же базовая потребность, как дороги и электричество» [1].

На фоне пандемии, требования меняются к учителю нового формата, который должен, вместе с общекультурными и профессиональными компетенциями, также обладать компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти умения, в частности ИКТ-компетенциями, стали потребностью и необходимым элементом в условиях дистанционного обучения. В этом контексте учителям следует прививать ученикам вместе с необходимыми знаниями по своему предмету, формирование их цифровой культуры, которая в свою очередь, обеспечивает эффективное образование в условиях цифровизации и повсеместным внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Во всех этих процессах важную роль играет цифровая компетенция.

Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности [2].

Информационно-коммуникационные технологии, предположительно, станут эффективным инструментом в руках педагога в контексте организации образовательного пространства с учениками и их родителями. Исходя из этого, цифровая компетенция выступает беспрецедентным фактором и условием успешной деятельности современного педагога.

Под цифровой компетенцией подразумевается способность решать различные задачи в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. С целью создания в учебном процессе цифровой среды, учителю в первую очередь пригодятся умения в области создания и применения контента.

Для учителей в условиях цифровизации представляется важным умение владения инструментами создания и подготовки контента, как текстовых документов, так и презентаций вместе с различными графиками, плакатами и схемами. Также желательным представляется умение подготавливать к уроку онлайн-тесты, обрабатывать видео с учетом специфики темы урока, ментальные карты, портфолио и другое.

Различные аудиовизуальные возможности цифровых инструментов формируют цифровую среду учителя. В свою очередь, все это делает урок современным и наглядным, погружая учеников глубже и заинтересовывая их в большей степени в изучаемую тему.

В 2017 году Европейской комиссией разработаны критерии цифровой компетентности педагогов (DigCompEdu), содержащие в объеме 22 компетенции, объединенные в шесть тематических областей: «Профессионализм», «Цифровые ресурсы», «Обучение», «Оценка», «Расширение прав и возможностей обучающихся», «Развитие цифровой компетенции обучающихся». Развитие цифровых компетенций обучающихся включает обеспечение информационной и сетевой грамотности для поиска информации и ее интерпретации, цифровых коммуникаций и взаимодействия, создания цифрового контента в различных форматах, ответственного использования, посредством менеджмента риска и идентификации, возможности решения обучающимися возникающих проблем [3].

ЮНЕСКО рассматривает ИКТ-компетентность педагогов в информационном обществе, обществе знаний как своеобразное связующее звено между их профессиональными и социальными компетентностями, призванное обеспечить устойчивый синергетический эффект. Рекомендации ЮНЕСКО ICT-CFT затрагивают все аспекты педагогической деятельности и структурируют их в рамках шести разноуровневых модулей: «Понимание роли ИКТ в образовании», «Учебная программа и оценивание», «Педагогические практики», «Цифровые навыки», «Организация и управление образовательным процессом», «Профессиональное развитие педагогов» [4].

Учителям следует применять сочетание различных цифровых инструментов и ресурсов с целью создания интегрированной цифровой учебной среды для развития у учащихся навыков мышления более высокого уровня и решения задач, в том числе оценки точности и полезности веб-ресурсов и веб-инструментов, использования авторских инструментов с целью разработки материалов учебной программы, поиска и анализа цифровых инструментов, призванных помочь учащимся с особыми потребностями, мотивировать учащихся на разработку своих собственных цифровых инструментов, которые будут помогать им в учебе. В контексте аспекта «Организация образовательного процесса и управление им» учителя должны уметь организовать пространство для занятий таким образом, чтобы технологии могли быть использованы с целью поддержки различных методик инклюзивного обучения. Предлагается, что учителя научатся применять гибкий подход к использованию цифровых инструментов для упрощения процесса совместного обучения, и в результате учреждение образования превратится в обучающуюся организацию, которая поддерживает обучение за пределами класса и даже создает виртуальную учебную среду, дающую возможность использовать «перевернутые классы» и методики всепроникающего образования. Модуль «Профессиональное развитие педагогов» описывает способы использования ИКТ для профессионального развития учителей на протяжении всей жизни. Стандарты, разработанные международной ассоциацией по развитию информационных технологий в образовании ISTE также определяют ИКТ-компетенции участников образовательного процесса, основываясь на новой роли цифровых технологий в образовании. В соответствии со стандартами ISTE компетенции педагога рассматриваются в нескольких ролях: специалист, лидер, гражданин цифрового общества, организатор обучения в сотрудничестве, специалист по педагогическому дизайну, аналитик [5].

В заключении необходимо отметить, что для формирования педагогической компетентности современного учителя требуется не только профессиональное знание своего предмета, непрерывное профессионально-личностное развитие, но также инновационная деятельность, подразумевающая использование современных средств обучения, таких как информационно-коммуникационные технологии интерактивных средств обучения.

Следовательно, образование находится в непрерывном процессе и с целью достижения его конкурентоспособности необходимо развивать цифровые навыки, в частности цифровую компетенцию. Этому процессу поспособствует создание соответствующих условий в учреждениях образования, которая включает не только материально-техническое обеспечение. Весьма серьезным представляется аспект цифровой трансформации современных преподавателей с целью достижения высокого уровня цифровой грамотности в современных условиях.

Современные инновационные технологии представляют возможность повышения технологичности образовательного процесса, его индивидуализацию в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка, а также интерес и мотивацию современного поколения к обучению в школе, в целом способствуя достижению нового качества образования в условиях цифровизации. 

Список литературы

  1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана2020.[Электрон.ресурс]:URL:https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g.
  2. Ilomäki, L., Kantosalo, A., & Lakkala, M. (2011). What is digital competence? [Электрон. ресурс]: In Linked portal. Brussels: European Schoolnet. URL:http://linked.eun.org/web/guest/in-depth3 (дата обращения: 02.04.2020).
  3. Redecker, C. European Framework for the Digital Competence of Educators:DigCompEdu. Punie, Y. (ed). EUR 28775 EN. Publications Office of the European Union Luxembourg, 2017. 95 p.
  4. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers [Электрон. ресурс]. 2020. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721 (дата обращения: 03.04.2020).
  5. ISTE Standards for Students, Educators, Computer Scientists, Technology Coaches and Administrators [Электрон. ресурс]. 2020. URL: https://www.iste.org/standards (дата обращения: 03.04.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: