Характеристика речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Снигирёва Анна Ивановна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития продуктивной деятельности ребенка: рисования, лепки, аппликации, конструирования. Они помогают малышу выражать отношение к окружающему миру, развивают его творческие способности, логическое мышление и устную речь. Формирование правильной устной речи играет огромную роль в гармоничном развитии дошкольника. Совсем по-другому идет развитие детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Выделяют несколько уровней ОНР, которые отличаются степенью проявления речевых дефектов. В работах Р.Е. Левиной таких уровней 3, у Т.Б. Филичевой – 4.

Ключевые слова: дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, 4 уровня ОНР, фонетическая сторона речи, лексико-грамматическое развитие, словарный запас.

Обозначение научной проблемы

ОНР выражается, прежде всего, в более позднем появлении речи. Ребенок начинает произносить первые слова к 3-4, а иногда и к 5 годам. При этом речь сложно понять, она безграмотная, слабо оформленная с фонетической точки зрения.

Проблемы с речью накладывают серьезный отпечаток на все стороны развития ребенка, на формирование его интеллекта, сенсорной, эмоционально-волевой сфер. Внимание неустойчиво, малышу сложно его распределять. Страдает и память – ее логическая и смысловая функции близки к норме, а вербальная снижена. Ребенок не может удержать в голове последовательность заданий, запомнить сложные инструкции и их отдельные элементы. У детей с ОНР медленно развивается словесно-логическое мышление. Чтобы научиться анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, им нужно специальное обучение.

Цель исследования

Рассмотреть особенности развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Краткое изложение материала

К 4,5-5 годам ребенок усваивает систему родного языка. Он связно и полно излагает свои мысли, может запомнить и пересказать рассказ или сказку. Малыш, правильно произносит все звуки, слова, в том числе и многосложные, строит развернутые сложные предложения. Его словарный запас включает около 4-5 тысяч слов.

Совсем по-другому развиваются дети с ОНР – общим недоразвитием речи. Это патология, при которой у ребенка без нарушений слуха и интеллекта не сформированы фонетический, лексический, грамматический компоненты речи. Степень выраженности проблемы может быть разной. Дети со сложным ОНР совершенно не могут строить фразы и общаются не словами, а звукоподражаниями (гав-гав, бип-бип). Дошкольники с менее серьезным нарушением овладевают навыками развернутой речи, но допускают фонетические и фонематические ошибки.

По степени выраженности дефектов у детей выделяют несколько уровней ОНР. В работах Р.Е. Левиной их 3, а Т.Б. Филичева описывает и 4-ый. Рассмотрим каждый из них.

У детей с I стадией ОНР практически отсутствует общеупотребительная речь, поэтому их часто называют «безречевыми». Они общаются с помощью нескольких обиходных слов, звуков, звукоподражаний, но и они поизносятся нечетко. Такие дети в общении часто пользуются мимикой, жестами, не разделяют комплексы для описания предметов, качеств, действий. Обычно их речь можно охарактеризовать как детский лепет с однословными многократно повторяемыми предложениями. Фонетическая сторона речи неопределенная. Звуки смешиваются и заменяются друг другом из-за недостаточно развитых артикуляционных навыков и низкой способности к звуковому распознанию. Фонематическая сторона речи развита слабо.

II стадия ОНР отличается более развитой и активной речью. Дети строят высказывания с помощью простых предложений, состоящих из 2-3 и даже 4 слов. Активный словарь намного меньше нормального для этой возрастной группы. Дети с таким нарушением не знают многих слов, обозначающих различные предметы, действия, признаки, например, времена года, одежду и обувь, части тела, посуду. Им тяжело охарактеризовать предмет, указать его размер, цвет, форму. Часто путаются близкие по смыслу слова. Дети многократно искажают, заменяют, смешивают звуки. У них могут возникать проблемы с твердыми и мягкими, глухими и звонкими, шипящими и свистящими звуками: «пать машина» – «пять машин», «папутька» – «бабушка». Когда звук нужно произнести изолировано, ребенок может это сделать, но в словах и речи искажает его.

Дети с III стадией ОНР используют простые, часто употребляемые слова. Зачастую их речь ограничивается отдельными фразами, но у некоторых бывает и развернутой. Свободное общение представляет большую сложность.

При такой речевой патологии понимание текста не нарушается, но могут возникать трудности со сложными причастными, деепричастными оборотами, дополнительными конструкциями, которые встраиваются в предложения. Иногда нарушается логическая последовательность в речи. Речь у детей с 3 степенью ОНР упрощенная, наиболее употребляемыми словами являются глаголы и существительные, реже – наречия. Часто неправильно расставляются ударения. Ребенок может смягчать звуки там, где это не нужно («там» – «тям»), заменять шипящие свистящими и наоборот («шоколад» – «соколад», «собака» – «шобака»). При легкой форме ОНР 3 степени восприятие звуков и структура слогов в коротких и простых словах почти не нарушаются.

Детям с IV уровнем речевого развития сложно различать значение таких слов как «бег» – «шаг», «высокий» – «длинный», «раскрасить» – «нарисовать». С точки зрения грамматики в их речи наблюдаются ошибки, связанные с употреблением сложных предлогов, образованием множественного числа, например: «В цирке видели зверев, птицов». Такие дети не всегда правильно согласуют прилагательные с существительными.

Основные выводы

Ученые выделяют 4 уровня ОНР по степени сложности дефектов. Для детей I уровня нормальная речь недоступна. У дошкольников со II уровнем наблюдаются зачатки общеупотребительной речи, они могут использовать фразы из 2-3, а иногда и 4 слов. Дети с III уровнем говорят развернутыми фразами, но допускают грамматические, лексические, фонетические ошибки. У детей с IV уровнем незначительно изменены все компоненты языка, нет ярко выраженных нарушений в произношении звуков, а лишь недостатки их дифференциации.

Список литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб., Изд-во «Детство-пресс», 2017. – 470 с.
  2. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша – Москва: ТЦ «Сфера», 2017. – 128 с.
  3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.
  4. Логопсихология /Авт.-сост. С.В.Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.
  5. Ефименкова, Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.