УДК 37.014

Оптимизация содержания ДПП в контексте повышения IT-компетенций педагогов

Гусева Алла Ханафиевна – кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье проанализированы некоторые аспекты оптимизации содержания программ повышения квалификации педагогов, приведены итоги проведения экспертного анализа структуры и текстов программ, уделено внимание совершенствованию IT-компетенций как базовых в период самоизоляции.

Ключевые слова: IT-компетенции педагога, электронный учебный продукт, программа повышения квалификации, экспертиза текста программ, компетентностный подход.

Прошедший учебный год выявил потребность в повышении IT-компетенций педагогов, изменилась как форма занятий (переход к дистанционным технологиям), так и содержание учебных материалов разработка цифровых дидактических ресурсов).

Переход к цифровой дидактике стал обязателен как в учебном процессе средней школы, так и вуза, а в методике преподавания возникла необходимость разработки электронных дидактических материалов.

Перечислим виды электронных учебных продуктов, создаваемых учителями средних школ в период самоизоляции (Таблица 1):

Таблица 1.

1

Дополнительные профессиональные и образовательные программы для учителей являются принципиально важным инструментом, содержание и структура которых претерпели значительные изменения в контексте совершенствования IT-компетенций педагогов, для которых стало профессионально значимым создание различных видов и форм электронных учебных продуктов.

В данном контексте рассмотрим, как же было модифицировано содержание дополнительных профессиональных программ, а также продемонстрируем факты профессионального роста организаторов, разработчиков и слушателей программ.

В первую очередь, перечислим требования, отражающие компетентностный подход – базовый в разработке и реализации дополнительных профессиональных и образовательных программ для учителей в период самоизоляции: 1. направленность на совершенствование/формирование профессиональных компетенций педагога как субъекта образовательной деятельности, выполнение им трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог»; 2. ориентацию обучения на конечный результат – совокупность знаний и умений, соответствующих заявленным компетенциям; 3. приоритетность интерактивных, практико-ориентированных методов обучения (2, с.6).

Отметим, что актуальный формат экспертных заключений, в котором сформулированы конкретные жесткие требования к содержанию ДПП ПК, выработан в результате совместной методической работы и экспертизы программ. Добавим, что проведено обучение экспертов по вопросам оценивания интегральных текстов программ, критериям и требованиям как к оформлению, так и к содержательной стороне: тематика, соответствие целям, учет необходимости формирования и совершенствования профессиональных компетенций, наличие оценочных средств (блока практических заданий и заданий для самостоятельной работы), обеспечение использования ИКТ и других мультимедийных средств обучения, актуальность и доступность приведенных информационных источников (литературы, Интернет-ресурсов).

Таким образом, актуальный макет экспертного заключения на ДПП ПК, разработанный с учетом рекомендаций экспертов и на базе проведенного анкетирования слушателей, включает три основных структурных элемента: 1. краткая информация о наличии компонентов программы; 2. технологическая карта экспертизы; 3. итоговое заключение.

В первой части экспертного заключения оценивается соответствие темы программы сформулированной цели; приводятся сведения организационного характера: категория обучающихся, форма обучения, трудоемкость, режим обучения.

Далее эксперт проверяет наличие обязательных структурных элементов программы, отражающих планируемые результаты обучения в компетентностном формате, а также удостоверяется, представлены ли в тексте соответствующие разделы. В данном пункте экспертного заключения следует также указать, какие дополнительные материалы представлены в приложениях (например, образцы практических заданий, тематика деловой игры, круглого стола и т.д.).

Вторая часть данного методического документа посвящена детальному анализу и аргументированной оценке программы на основании критериев, отраженных в технологической карте экспертизы ДПП ПК. С точки зрения содержания Дополнительной профессиональной программы Технологическая карта экспертного заключения наиболее информативна для автора ДПП, поскольку позволяет учесть все недочеты и исправить их в версии, предоставленной на повторную экспертизу.

Оценивание качества разделов программы оценивается по двухбалльной шкале: 1. оценка положительная – 1 балл; 2. оценка отрицательная – 0 баллов за каждый пункт. В экспертизе принимают участие 3 эксперта. Программа считается рекомендованной в случае, если за все пункты большинством экспертов выставлен положительный балл.

В третьей части экспертного заключения – «Итоговое заключение» – в форме вывода указано рекомендована или не рекомендована программа для реализации, а также в обязательном порядке перечисляются критерии («положительно по критериям №№...; отрицательно по критериям №№...»). Отметим, что первые экспертные заключения составлялись в свободной форме с целью совместного создания формата.

Приведем основные сформулированные в Технологической карте положения (Таблица 2):

Таблица 2.

2

3

4

5

Проанализируем данные мониторинга слушателей, целью которого было определение их ожиданий освоения программ. По мнению проректора МИОО Т.В. Расташанской, «выстраивание системы комплексного мониторинга качества в организации, реализующей ДПП, задача сложная, но выполнимая. Через мониторинг устанавливается обратная связь с потребителями образовательных услуг, без которой невозможно продуктивно использовать преимущества системы ДПО – мобильность и вариативность. Следует обновлять содержание теоретической части ДПП и насыщать практическую» (3, с. 86).

При проведении анкетирования слушателей были отмечено наличие содержательных повторов многих ДПП. Это замечание касается программ, в реализации которых принимает участие несколько преподавателей; «многократный повтор одного и того же материала разными лекторами», «отсутствие продуманности и структуры проведения занятий, многие лекции повторяются» (3, с.87).

Согласно результатам мониторинга приведем сформулированные педагогами пожелания (Таблица 3):

Таблица 3.

6

Совершенствование IT-компетенций педагогов стало наиболее востребовано в период самоизоляции, организаторы и разработчики программ повышения квалификации формируют содержании с учетом необходимости овладения педагогами инновационными образовательными технологиями с применением мультимедийных средств обучения. Минобрнауки России составлено «Методическое сопровождение педагогических работников, применяющих электронное обучение, использующих дистанционные образовательные технологии» (1), которое является основным документом, затрагивающим аспект разработки программ повышения квалификации, реализуемых также посредством удаленного доступа. Программы для педагогов, использующих онлайн технологии обучения, должны быть реализованы посредством аналогичных технологий с целью приобретения слушателями опыта и выработки мотивации к данному образовательному действию («часть программы реализована в очной форме, а часть – с использованием дистанционных образовательных технологий» (1, с.4)).

В заключение отметим, что результатом совместной работы Департамента образования г.Москвы, экспертов и разработчиков программ, повышение квалификации проходит на качественно новом уровне, а темы сформулированы в соответствии с пожеланиями слушателей, IT-компетенциям уделено повышенное внимание.

Список литературы

  1. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» // [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178777// (дата обращения: 14.03.2021).
  2. Лебедев В.В., Мансурова С.Е., Расташанская Т.В. Рекомендации по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ
    / В.В. Лебедев, С.Е. Мансурова, Т.В. Расташанская К.А. Табаровская ‒ 3-е изд, перераб. и доп. ‒ М.: МИОО, 2015. ‒ 82c.
  3. Расташанская Т.В., Самаркин О.А.,Табаровская К.А. Механизм обратной связи со слушателями как элемент монитогринга качества образования : опыт ГАОУ ВПО МИОО// Наука и школа. ‒ 2015 ‒ № 3. М: МПГУ, 2015. 200 с., С. 79-88// [Электронный ресурс] – http://nauka-i-shkola.ru/node/94 (дата обращения: 18.03.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail