УДК 37.013

Использование методов лечебной физической культуры при реабилитации (для раненых и пострадавших)

Кульчицкий Владимир Емельянович – кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного педагогического института.

Можаева Алена Владимировна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению лечебной физической культуры и её применению при реабилитации раненых I, II и III степеней. В ходе исследования мы анализируем различные аспекты лечебной физической культуры в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов. Даётся характеристика специфике и направленности применения лечебной физкультуры при работе с ранеными и пострадавшими в рамках восстановительных процедур.

Ключевые слова: коррекция, травма, лечебная физкультура, комплекс упражнений, физическая нагрузка, ЧСС, двигательная возможность.

Актуальность темы отражена в необходимости более детального изучения возможностей применения комплексов и структуры лечебной физической культуры в областях, требующих не только постепенного развития и восстановления здоровья у лиц специальной медицинской групп, но и полноценного реабилитационного курса у раненых и/или пострадавших во время военной или гражданской службы.

Практическая значимость заключается в возможности использования материала работы для проработки структуры занятий ЛФК и при составлении лечебных комплексов для раненых, пострадавших или перенёсших тяжёлое заболевание лиц. Для I, II и III степеней даны соответствующие характеристики, разработанные специально Всероссийским центром медицины РФ, но ещё не вошедшие в широкий оборот.

Цель исследования – комплексный анализ особенностей использования методов лечебной физической культуры при реабилитации раненых и пострадавших.

Всероссийский центр медицины РФ рекомендует применять лечебную физкультуру для раненых I-III степени в комплексе с другими
лечебными мероприятиями. Достижению устойчивой компенсации в значительной степени способствовал активный режим раненого и
применение средств ЛФК (лечебной физической культуры) на протяжении лечения в госпитале. ЛФК может использоваться не только для физических упражнений и закаливания организма, но и для восстановления организма после серьёзных ранений [1].

Лечебная физическая культура – это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств: консервативного, хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и т.д. [6, c. 6] Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Такая специфика ЛФК подтверждает возможность её использования при лечении раненых или пострадавших.

Обычно в практике использования ЛФК при реабилитации больных после полного клинического инструментального и лабораторного обследования раненого как такового относили к одной из четырех степеней двигательных возможностей, при том, что четвёртая степень – относительное здоровье. Мощность и продолжительность физических нагрузок возрастает по мере увеличения степени двигательных возможностей [3, c. 137].

Раненые с 1-й степенью двигательных возможностей (щадящий режим) при диагностической велоэргометрии выполняют физическую нагрузку, заданную по мощности до уровня менее 35% ДМПК, как правило,
до 50 Вт. Энергозатраты физической нагрузки при проведении ЛФК на её
высоте составили 3,5 ккал/мин, ЧСС – до 100 уд/мин.

Раненые со 2-й степенью двигательных возможностей (щадящетренирующий режим) при диагностической велоэргометрии выполняют нагрузку, заданную по мощности до уровня 35-50% ДМПК, что составляет 50-100 Вт. Энергозатраты физической нагрузки при проведении ЛФК возрастали и на высоте нагрузки составляют 2,5-5 ккал/мин, ЧСС–120
уд/мин.

Раненые с 3-й степенью двигательных возможностей (тренирующий
режим) при диагностической велоэргометрии выполняют нагрузку, заданную по мощности до уровня 50-74% ДМПК, что соответствует 100-150
Вт. Энергозатраты при проведении ЛФК составили 5,0-7,5 ккал/мин, ЧСС
на высоте нагрузки – 140 уд/мин.

Раненые с более высоким показателем, близким к здоровому, двигательных возможностей (интенсивно тренирующий режим) при диагностической велоэргометрии выполняют нагрузку, заданную по мощности до уровня 75% ДМПК, что соответствует более чем 150 Вт. На высоте нагрузки ЧСС увеличивалась до 160 уд/мин.

Динамика и все возможные изменения этих данных фиксируется на уровне 3-5%, согласно исследованиям Всероссийского центра медицины РФ [1].

Учёт двигательных возможностей даёт основание для отнесения
больного к тому или иному двигательному режиму:

  1. двигательный режим (щадящий) назначался раненым с 1-й степенью двигательных возможностей;
  2. двигательный режим (щадяще-тренирующий) назначался
    раненым со 2 степенью двигательных возможностей;
  3. режим (тренирующий – раненым с 3 степенью двигательных возможностей.

В одном из госпиталей МО РФ проведено обследование и лечение 84
раненых в возрасте от 20 до 40 лет, из них раненых в грудь было – 36 чел.,
череп – 16, живот – 32 [4, c. 164].

Для контроля за эффективностью функций кардиореспираторной системы до занятий ЛФК и в конце курса лечения у всех больных нужно определить ЖЕЛ (жизненную ёмкость лёгких), а также провести велоэргометрию. В результате комплексного лечения с использованием разработанных методик ЛФК у всех
больных можно отметить улучшение вентиляционных показателей, а также
повышение работоспособности организма.

Работа с ЛФК у больных будет выполнена успешно, если из вентиляционных показателей достоверно увеличится ЖЕЛ у раненых в 1, 2 и 3 группах двигательных возможностей по сравнению с исходными показателями.

Объективными показателями функции кардиореспираторной системы
в этом случае будут являться данные ВЭМ, результаты которой можно оценить по двойному произведению (ДП) [5, c. 310].

После проведенного лечения специалист фиксирует положительную динамику, проявляющуюся в достоверном уменьшении ДП во всех лечебных
группах. В этом случае можно говорить об успешном применении ЛФК.

Следует уточнить, что удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от стадии выздоровления и необходимости восстановления трудоспособности человека.

На завершающем этапе лечения мы предлагаем использовать метод фиксированных ролей в рамках психологической науки и как часть методики ЛФК – для ускоренного выздоровления [2].

Обычно МФР не относят к отдельной целостной методологии физического воспитания, однако, общую логическую цепочку группового занятия можно описать так: 1) нахождение искаженных фиксаций у пациента; 2) выявление привычных реакций в ответ на воздействие врача; 3) определение схем поведения; 4) рассказ истории, конфликтной ситуации, потери значимой роли; 5) анализ (желательно как можно более детально) аспектов изложенной истории; 6) установление близкого контакта между учителем и учеником, проникновение в суть проблемы; 7) поиск стратегии ее решения и возобновления отношений со сверстниками; 8) рассмотрение личностных установок и индивидуальных особенностей личности другой стороны с их последующем пояснением ученику; 9) подготовка первичного очерка роли; 10) создание очерка фиксированной роли; 11) помощь сделать «взгляд со стороны», создать «нового себя»; 12) организация нового личностного конструкта – оптимизация эмоционального состояния пациента с помощью комплекса ЛФК.

Так, существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре как методу функциональной терапии. Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физкультуру можно назвать методом патогенетической терапии.

Выводы. Таким образом, выделенные особенности работы с ЛФК предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. В процессе занятий больной приобретает навыки в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, физических упражнений – с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать данные занятия по лечебной физической культуре наиболее практичным лечебно-педагогическим процессом.

Список литературы

  1. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль. - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. – 598 с.
  2. Гончаров А.С. О формировании междисциплинарного психосоциологического знания по направлениям бакалавриата на основе идей синкретической концепции В.Вундта // StudNet. 2021. Т. 4. № 5.
  3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 568 с.
  4. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений/М.Б.Ингерлейб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 187 с.
  5. Кондрашев А.В., Ходарев С.В., Харламов Е.В., Душенков П.А. Медицинский массаж / под ред. Сидоренко Ю.А. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 400 с.
  6. Фролова Е.В. Медицинская реабилитация [Текст] / Е. В. Фролова // Заместитель главного врача: управление рисками в медицинской организации: приложение к журналу «ГлавВрач». - 2017. - № 1. - С. 5-8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: