УДК 94

Об эвристическом потенциале концепции Макса Вебера в изучении социокультурных предпосылок формирования представлений об интеллектуальной собственности в Англии Нового времени

Царегородцев Алексей Васильевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

Завьялов Сергей Олегович – секретарь кафедры Общеобразовательных дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Дмитриев Леонид Дмитриевич – преподаватель кафедры Общеобразовательных дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Аннотация: Данная статья представляет собой попытку анализа методологических оснований концепции Макса Вебера о роли протестантизма в вызревании капиталистических отношений в Европе Нового времени применительно к такой малоизученной в отечественной историографии теме, как формирования социально-культурных предпосылок представлений об интеллектуальной собственности. Англия Нового времени выбрана потому, что является страной, где впервые в истории законодательно была закреплена интеллектуальная собственность.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, история Англии, Новое время, методология, концепция Вебера, неокантианство, постструктурализм, герменевтика, история государства и права.

Тема истории формирования интеллектуальной собственности как правового института является слабо изученной в отечественной науке, что объясняется новизной самого этого явления в России [1,2,8,9]. Ведь полноценная защита авторских и смежных прав не могла существовать в СССР, который провозглашал общественную собственность на средства производства. Еще менее изучена история формирования представлений об интеллектуальной собственности в философии права и социальной философии Нового времени.

Общеизвестным фактом является то, что интеллектуальная собственность как правовой институт начинает формироваться в Англии в XVII-XVIII вв. В 1623 г. королем Яковом I Стюартом был принят «Статут о монополиях», устанавливающий четырнадцатилетний срок действия патента на новое изобретение. А в 1710 г. королевой Анной Стюарт издается Статут, устанавливающий аналогичный срок действия авторского права на произведение литературы с правом продления еще на четырнадцать лет [11].

Вопрос о том, почему именно Англия стала родиной интеллектуальной собственности, не является простым, как это может показаться на первый взгляд. Очевидно, что страна, одной из первых вступившая на путь капиталистического развития, не могла не сформировать развитый институт частной собственности. Немаловажную роль сыграл и высокий уровень грамотности населения, а также бурный рост книгопечатания. Публикация печатных произведений порождала неизбежный конфликт между авторами и книгоиздателями, требовавший законодательного закрепления авторского права. Начавшийся в Новое время научно-технический прогресс диктовал необходимость закрепления и патентных прав.

Все эти объективные, материальные факторы, безусловно, имели большое значение в процессе вызревания правового института интеллектуальной собственности в Англии Нового времени. Однако исследователь не может не задаться вопросом о социально-культурных факторах. Не стоит забывать о том, что Туманный Альбион одним из первых породил философию Просвещения в лице таких выдающихся его представителей, как Джон Локк, Шефтсбери, виконт Болингброк, Джонатан Свифт, Даниэль Дефо и многие другие. Наконец, Великобритания – это преимущественно протестантская страна, а влияние протестантизма на формирование рыночной экономики убедительно показал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920).

Данная статья не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-культурных предпосылках формирования представлений об интеллектуальной собственности в Англии Нового времени. Эта научная проблема настолько объемна, что потребует полноценного монографического исследования. Мы лишь подходим к ее изучению и пытаемся оценить эвристический потенциал концепции Макса Вебера для решения столь амбициозной исследовательской задачи.

Утверждение немецкого ученого о влиянии протестантизма на формирование капиталистических отношений было революционным для своего времени (начало ХХ века), потому что ставило во главу угла духовные, а не материальные, факторы в, казалось бы, чисто утилитарной области человеческой жизни – экономике [5, 7]. Протестантизм, по мнению М. Вебера, создавал у своих адептов особый социально-психологический тип экономического поведения, названный им «духом капитализма». Проще говоря, протестантизм формировал у верующих такие необходимые для буржуа качества, как трудолюбие, бережливость, честность при заключении сделок, веру в успех, стремление инвестировать полученную прибыль в развитие бизнеса. Представление о призвании каждого человека к определенной профессии, нашедшее отражение в трудах Мартина Лютера, формировало у лютеран и других протестантов ценность профессиональной самореализации. Труд, в том числе и предпринимательство, стали рассматриваться как форма богослужения и мирская аскеза (борьба с пороками). А успех в профессиональной деятельности стал пониматься как знак грядущего спасения души и райского воздаяния [3].

Как любая новаторская и неоднозначная теория, данная концепция встретила критическую оценку со стороны ряда ученых, в частности, крупного социолога того времени Вернера Зомбарта [6]. В задачу данной статьи не входит апология или опровержение взглядов М. Вебера. Мы хотели бы обратиться к методологическим основаниям его концепции.

Макс Вебер считается одним из основоположников так называемой понимающей социологии – подхода, который предусматривает обращение не к количественным, а качественным, параметрам социальной действительности. Речь, прежде всего, идет о ценностях и мировоззренческих мотивах социального поведения больших групп людей. Данный подход созревает во второй половине XIX века в рамках «баденской» школы неокантианства, к которой принадлежал учитель Вебера – Генрих Риккерт (1863-1936). Творчески переосмысливая моралистическую философию И. Канта, теоретики «баденской» школы сформулировали оригинальную эпистемологическую концепцию, согласно которой все науки можно разделить на «номотетические» и «идеографические» [10]. К первым относятся дисциплины, где во главу угла познавательной деятельности ставится выявление законов и закономерностей. Это, конечно же, естественные науки, имеющие дело с повторяющимися явлениями и процессами. Идеографические – науки, изучающие социальные факты как неповторимые явления, не предполагают именно в силу этой неповторимости возможность выявления закономерностей. Стало быть, и исследовательская задача в идеографических науках принципиально иная. По Г. Риккерту, это отнесение к ценности, то есть рассмотрение социальных фактов через призму аксиологической структуры данного общества. 

Отталкиваясь от изложенной выше классификации наук, М. Вебер сформулировал свое понимание социологии как идеографической науки в противоположность ее позитивистской интерпретации (в лице О. Конта, например). Вместо математических, статистических методов позитивистской социологии, немецкий ученый предлагает так называемый идеальный тип как основной метод «понимающей» социологии. Веберовский идеальный тип, как идеальный газ в физике, в реальной социальной действительности не существует. Он является результатом идеализации как умственного конструирования «чистых» и редуцированных социальных явлений на основе изучения их реальных аналогов, которые в силу своей сложности и многообразия не могут быть подвергнуты теоретической формализации.

Изучаемый Вебером «дух капитализма» - пример такого гносеологического конструкта. Ценностно-мировоззренческая система реальных представителей буржуазии эпохи Нового времени невероятно разнообразна и индивидуальна у каждого конкретного буржуа. Невозможно методами позитивистской социологии вывести мировоззрение «среднестатистического» представителя изучаемой социальной группы. Метод конструирования идеального типа позволяет выявить базовые мировоззренческие установки, которые до известной степени могут объяснять социальное поведение представителей данной группы. Этот метод имеет очень четкие границы применимости. Надо всегда помнить о том, что идеальный тип – это искусственный интеллектуальный конструкт, который может быть использован как инструмент для решения конкретных исследовательских задач. Сам М. Вебер предупреждал об ошибке гипостазирования идеальных типов, то есть попыток вплести их в ткань социальной реальности [7, С.56].

Рассмотрев в основных чертах методологические аспекты концепции М. Вебера, обратимся к самому главному вопросу данной статьи – как эта концепция может помочь в изучении социально-культурных предпосылок формирования представлений об интеллектуальной собственности в Англии Нового времени?

Эмпирической базой такого исследования могли бы стать сочинения английских просветителей, высказывавшихся по поводу собственности вообще, и интеллектуальной собственности, в частности. Анализируя эти источники, мы можем сконструировать идеальный тип ценностно-мировоззренческой системы английского Просвещения и определить место правового института интеллектуальной собственности в ней. Последняя задача требует привлечения иных методов, помимо идеализации, а именно постструктурализма и «герменевтического погружения». Постструктурализм позволит выявить семиотические связи между ключевыми понятиями реконструируемой ценностно-мировоззренческой системы. А герменевтический анализ поможет вскрыть глубокие семантические пласты понимания концепта интеллектуальной собственности, как он представлен в рамках просветительской философии права в Англии Нового времени.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что концепция М. Вебера имеет определенный эвристический потенциал для анализа социально-культурных факторов формирования представлений об интеллектуальной собственности в Англии Нового времени. Но, как и любая другая теория, она имеет свои границы применимости и требует привлечения иных методов исследования. 

Список литературы

  1. Алехина Л.А. Генезис категории «интеллектуальная собственность» и «исключительные права» в теории права XVIII – начало XX вв. (теоретико-правовой и историко-правовой аспекты). / Автореферат дис. … кандидата юридических наук. – СПб, 2006.
  2. Алехина Л.А. Эволюция авторского права. // История государства и права, 2006. №9. [Электронный ресурс]: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=14443#09131245118922628 (дата обращения: 11.01.2021 г.).
  3. Вебер М. Протестантская этика и «дух» капитализма // [Электронный ресурс]: https// https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/index.php (01.06.2021).
  4. Вебер М. Протестантские секты и «дух» капитализма // [Электронный ресурс]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/ProtSekt.php.
  5. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. – СПб., 1998.
  6. Зомбарт В. Буржуа. / Пер. с нем. – М., 1994.
  7. Кравченко А.И. Социология Вебера: труд и экономика. – М., 1997.
  8. Лабзин М.В. Научные концепции понимания права интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]: // https://www.intellectpro.ru/press/works/nauchnye_kontseptsii_ponimaniya_prava_is/ (дата обращения 12.01.2021 г.).
  9. Матвеев А.Г. Личностное обоснование авторского права в контексте становления системы авторских прав в Германии. // Современные проблемы науки и образования, Пермь, 2015. №1-1. [Электронный ресурс]: https://science-education.ru/pdf/2015/1/1691.pdf (дата обращения 11.01.2021 г.).
  10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // [Электронный ресурс]:https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/rikk/nauk_pr.php (дата обращения: 29.05.2021).
  11. Статут королевы Анны Стюарт, 1710 г. [Электронный ресурс]: // https://web.archive.org/web/20160310020921/http://intellect-pravo.ru/documents/statute_of_anne_rus.php (дата обращения: 29.05.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими: