УДК 004.62
Горшков Евгений Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры Гуманитарных и естественно-научных дисциплин Балаковского филиала Российской академии хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Калинина Анна Владимировна – кандидат физико-математических наук, преподаватель специальных дисциплин Балаковского политехнического техникума.
Гягяева Александра Генадиевна – преподаватель специальных дисциплин Балаковского политехнического техникума.
Ганин Александр Николаевич – студент кафедры Гуманитарных и естественно-научных дисциплин Балаковского филиала Российской академии хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Аннотация: В статье рассматриваются CRM- системы, приводится рейтинг CRM- систем 2020 года для крупного и для малого бизнеса, обозначены преимущества CRM- систем для оптимизации процесс-процессов компании.
Ключевые слова: CRM-системы, бизнес-процессы, клиенто- ориентированный подход.
В настоящее время повышенный интерес к CRM-системам обуславливается эффективностью их использования для развития современного бизнеса.
Результатом применения CRM-систем в деятельности организаций является улучшение коммерческой деятельности, в том числе повышение объемов продаж, качества обслуживания и дальнейшего сопровождения клиентов за счет индивидуального подхода к ним, что положительным образом сказывается на повышении конкурентоспособности организации.
Главная задача CRM систем - повышение эффективности доходности компании за счет привлечения и удержания клиентов[1].
Основной целью CRM-систем является оптимизация работы с клиентами, которая включает:
Инструментарий CRM- систем позволяет:
Еще одно преимущество CRM- систем заключается в возможности оптимизировать и автоматизировать внутренние процессы коммерческой деятельности компании. CRM- система контролирует и может оповестить коммерческих специалистов компании о необходимости совершить важный звонок или напомнит об окончании срока договора или заявки — все действия фиксируются в базе CRM-системы, а также в личных календарях коммерческих специалистов компании.
С помощью возможностей CRM- системы руководитель может проконтролировать ход коммерческих процессов и воронки продаж компании. Подобный уровень контроля благоприятно отражается на эффективности сотрудников и увеличивает качество работы с клиентами [2].
Учитывая вышеперечисленные преимущества, применение современных CRM-систем в деятельности компаний является достаточно эффективным инструментом, позволяющим выиграть в условиях жесткой конкуренции и не только сохранить, но и продвинуть свои позиции в бизнесе.
Схема работы CRM-системы представлена на Рис.1.
Применение CRM систем стало объективной необходимостью на высококонкурентном рынке, где в фокусе стоит клиент и его предпочтения. Также клиенту посредством возможностей CRM- системы предоставляется возможность предлагать ряд дополнительных услуг (продуктов) (cross-sell), тем самым способствуя как увеличению коммерческой прибыли компании, так и эффективности развития дополнительных услуг и видов деятельности.
Рисунок 1. Схема работы CRM-системы.
Таким образом, внедрение и использование CRM-систем в деятельности организаций и компаний дает им большие конкурентные преимущества за счет организации клиенто- ориентированного подхода и использования инструментов CRM-систем.
На современном этапе программные продукты, именуемые CRM-системами, предлагают десятки разработчиков. Однако единые стандарты, которым должна соответствовать CRM-система до сих пор отсутствуют. CRM-система может быть либо самостоятельным программным продуктом, либо входить в состав ERP-системы как модуль [3].
Рейтинги CRM- систем меняются ежегодно. Составляются они различными экспертами или на основе отдельных предпочтений, или на основе анализа предпочтений среди конкретных групп пользователей. Единый рейтинг CRM-систем 2020 года для крупного и для малого бизнеса представлен на Рис.2.
Рисунок 2. Единый рейтинг CRM-систем 2020 года для крупного и для малого бизнеса.
Вышеприведенный рейтинг отражает не только общее состояние современных CRM-систем, но и указывает на то, что доля отечественных программных решений в данной линейке систем постоянно возрастает и такие решения наиболее адаптированы к современным условиям ведения бизнеса в нашей стране.
Применение CRM- систем позволяет автоматизировать и значительно улучшить организацию работы с потребителями за счет их индивидуального обслуживания и дальнейшего сопровождения [4].
Таким образом, разработка и внедрение CRM-системы обеспечивает компании автоматизацию рутинных бизнес-процессов, позволяет сконцентрировать внимание коммерческих специалистов компании на текущих сделках и увеличить эффективность работы отдела продаж. Также использование CRM-системы позволит снизить нагрузку на менеджеров и будет способствовать минимизации ошибок коммерческих специалистов компании, обеспечит выборку необходимой информации в нужных формах, удобных для реализации клиенто-ориентированного подхода.
Список литературы