УДК 13

Категории «мораль» и «нравственность» в философии Г.В.Ф. Гегеля

Каитова Зарета Хаджи-Даутовна – студентка Лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению гегелевского подхода к категориям «мораль» и «нравственность», анализу их соотношения друг с другом.

Ключевые слова: немецкая классическая философия, философия Гегеля, мораль, нравственность.

В первых работах Г. Гегеля основное внимание было сосредоточено на двух сферах: социально-политической и морально-этической. Обусловлено это было тем, что в то время в центре духовной жизни Германии был религиозный вопрос. А Гегель, основываясь на учениях И. Канта и И. Фихте, стремился преодолеть их недостатки и перейти «к делам человеческим», раскрыть структуру мира как «моральной сущности».

Особый интерес, на наш взгляд, представляет теоретический контекст этической концепции Гегеля, его подход к различию категорий «мораль» и «нравственность». Следует заметить, что современная научная литература по философии и этике редко проводит разграничение указанных категорий.

Гегелевская социальная философия представлена его основными трудами «Философия права» и «Философия истории», в которых философ предпринимает попытки отойти от традиционного для немецкой классики понимания морали и нравственности и связывает их историческое развитие с увеличением степени свободы человека. Придав воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, Г. Гегель обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.

В качестве морали философ рассматривает субъективную чувственность, субъективно-переживаемые межличностные и межгрупповые отношения, субъективно представляемое долженствование, а также субъективные оценки своего и чужого поведения, возникающие у личности в конкретно-исторических условиях. Как он сам отмечал в своих произведениях, человеческая ценность определяется его внутренним побуждением, а значит, каждый свободен в своей точке зрения на моральность.

Гегель отмечал, что мораль не статична в своём существовании. Она динамично проявляется в пространстве мыслимого.

По мнению Гегеля, мораль под воздействием своего внутреннего импульса выражается в действиях, поступках, а также в принимаемых в обществе решениях. Мораль при этом требует для собственного обнаружения конкретики. Тем самым Гегель значительно придвинулся в своих рассуждениях о морали.

Мораль позволяет оценивать как собственные поступки, так и действия сторонних лиц с точки зрения нравственности.

В свою очередь нравственность, по мнению Гегеля, выступает в качестве нравов и обычаев, из-за которых личность уподобляет себя другим членам социальной группы и не раздумывая принимает существующие в ней правила поведения. Это стоящие перед индивидуумом обязанности, которые он несет перед государством, церковью и семьей. Для него «нравственное» является «субъективным умонастроением». Основные нравственные ценности, как считал Гегель, заключались в труде и силе духа, выражающиеся в человеческой деятельности. Занятый созидательным трудом человек это, по мнению философа, двигатель исторического прогресса и с переходом на каждый новый исторический этап развития, нравственность переходит на более высокую ступень своего развития.

Таким образом, философ разграничивает понятия «мораль» и «нравственность»: мораль - это субъективный принцип, «для себя сущая свобода», а нравственность, в свою очередь, действительность морали, т.е. реализация действий личности в социуме, процесс становления нравственности является ничем иным как постепенным подчинением человека государственным интересам. Другими словами, нравственность — это синтез морали и права, это высшая ступень развития идеи свободной воли. При этом, в ней выделяется три ступени: семья, гражданское общество и государство. И если семья связана в единое целое благодаря природному нравственному духу, то гражданское общество связано определённой системой потребностей. А гражданин страны, по мнению философа, в которой действуют хорошие законы, является наилучшим образом нравственно воспитанным человеком.

Нравственность, в понимании Г. Гегеля, выводит право и мораль в особую плоскость – плоскость действенного. Это означает, что право не обладает никакой основой без нравственности, не может существовать в реальности, а мораль ограничивается сама на себе в мыслимом и, соответственно, не имеет возможности получить своего продолжения в реальном мире, что противоречит ее сущности. Соответственно, мораль обладает динамичностью в своем применении на практике. Она характеризует не только морально-доброе, а включает определенность внутреннего содержания воли независимо от его моральной оценки в качестве доброго или злого. Движимая внутренним импульсом мораль находит свое выражение в поступках и действиях, а также решениях, принимаемых внутри общества.

Гегель считал, что для своего обнаружения морали необходима конкретика, человек в силе оценить как свои, так и чужие поступки, основываясь на анализе важнейших этических категорий. Именно в этом мнении он опередил своих современников и задал первооснову для современных философов. Мораль – это сфера личностных убеждений, считал философ, и при ее рассмотрении он анализировал также такие категории, как вина и умысел, благо и намерение, добро и совесть.

Таким образом, мораль – это область духа, которая представлена исключительно личностными смыслами, это сфера социально определенного поведения, сфера реальной свободы. А нравственность – это сфера практической свободы, это существующие в действительности законы и учреждения.

Категория нравственности синтезируется во взаимодействии права и морали, что свидетельствует об очевидной необходимости разграничения категорий морали и нравственности при рассмотрении соотношения морали и права на основе синергетического подхода, поскольку именно нравственность в трудах Гегеля переносит в плоскость действенного как право, так и мораль. Следовательно, право без нравственности не будет иметь своей же собственной основы, то есть не сможет объективироваться в действительности, а мораль в свою очередь замкнется в мыслимом сама на себе и утратит потенциалы воздействия на право в действительности, что стало бы противоречить ее сущности.

Только при нравственной оценке обстоятельств конкретного дела представляется возможность грамотного применения антикоррупционных правовых норм.

При совершении лицом поступка, который противоречит нормам общепринятой морали, общество призвано определять меру осуждающего воздействия.

Подводя итог всему вышеизложенному следует отметить, что Г. Гегель совершил переворот в философской мысли не только права, но и этики своей эпохи. Органично соединив категории «мораль» и «нравственность» между собой, философ раскрыл внутреннюю суть каждой из рассматриваемых категорий, подчеркнул своеобразие личностного и социального бытия морали. Кроме того, им были заложены основы социальных наук, которых в его время даже не существовало.

Список литературы

  1. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
  2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. т.7. / Перевод Б.Г. Столпнера. Москва, Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство (Соцэкгиз), 1934. 384 c.
  3. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: в XIV т. – М., Ленинград: Соцэкгиз, 1934. – Т. VII. Философия права. – 384 с.
  4. Грибанов Д. В. Системный подход к комплексу мер по предупреждению коррупции (теоретико-правовой аспект) // Коррупция. 2017. С. 50–53.
  5. КашинВ.В. Учение Гегеля о нравственности. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. №7. С. 29-33.
  6. Мигушов К.А. Философско-этический анализ понятий «Мораль», «Нравственность», «Этос» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. №4. С. 160-166.
  7. Белов В.Н., Фахрудинова Э.Р. И. Кант о религии, вере, Боге и церкви// Кантовский сборник. 2017. Т. 36. № 1. С. 30-40.