УДК 339.56.055        

Анализ мирового рынка телекоммуникационных услуг

Снежко Мария Андреевна – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассматривается состояние мирового рынка телекоммуникационных услуг в 2020 году. Телекоммуникационные услуги охватывают все больше сторон повседневной жизни. В последнее время наблюдается новый и обнадеживающий феномен, заключающийся в том, что телекоммуникации не ограничиваются оказанием стандартных услуг, а все чаще становятся средством расширения спектра предоставляемых услуг в новых областях повседневной жизни. Благодаря технологическому прорыву и высокому спросу, телекоммуникационные услуги становятся одним из наиболее быстро растущих рынков. В статье рассмотрена динамика мирового рынка телекоммуникационных услуг, проведен анализ его географической структуры и крупнейших игроков рынка.

Ключевые слова: телекоммуникационная отрасль, телекоммуникационные услуги, информационно-коммуникационные технологии, операторы связи.

Телекоммуникационные услуги эволюционируют с каждым годом, чтобы охватить почти все аспекты повседневной жизни, включая образование, исследования, здравоохранение, бизнес, банковское дело, развлечения и социальные сети, среди прочего. С таким прогрессом в области телекоммуникаций стало очевидным, что необходим регулярный анализ этой отрасли для выделения перспектив ее развития.

До недавнего времени возможности торговли телекоммуникационными услугами были более ограниченными, чем возможности торговли товарами. Торговля телекоммуникационными услугами включает транзакции, которые пересекают национальные границы, такие как телефонные звонки, электронная почта, SMS-сообщения, отправленные из одной страны в другую. Она также охватывает иностранные инвестиции, такие как покупка телефонных компаний иностранными инвесторами или создание совместных предприятий между местными и иностранными партнерами для создания новых компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги. К телекоммуникационным услугам применимы все способы торговли, отраженные в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС): трансграничная торговля, коммерческое присутствие, потребление за границей и перемещение персонала.

Из этих четырех способов наиболее важным является трансграничная торговля. Количество международных телефонных звонков увеличилось с менее 10 миллиардов минут в 2010 году до более 78 миллиардов в 2020 году. В 2020 году доходы от международных телефонных звонков составили более 153 миллиарда долларов США, что соответствует 10,7% мирового рынка телекоммуникационных услуг [4].

Второй по важности способ торговли телекоммуникационными услугами – это иностранные инвестиции для установления коммерческого присутствия. Исторически возможности иностранных инвестиций в сектор телекоммуникационных услуг были ограничены тем фактом, что в большинстве стран были государственные монопольные операторы связи. Иностранный капитал может быть привлечен либо путем предложения акций, либо, что более часто, путем продажи миноритарной доли в PTO стратегическому партнеру. Помимо приватизации, у иностранных инвесторов появляется все больше возможностей для создания зарубежных дочерних компаний или объединения с другими в совместные предприятия. Рынок мобильной связи оказался особенно плодотворным, поскольку страны лицензировали дополнительных операторов и представили новые услуги.

Наконец, небольшая, но растущая часть торговли телекоммуникационными услугами связана либо с перемещением клиентов, либо с перемещением персонала за пределы своей страны. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что эта форма торговли уже является значимой и быстро растет, хотя ее трудно определить количественно. Примеры включают в себя мобильный роуминг и консультации по телекоммуникациям.

Телекоммуникационные услуги являются подсектором информационно-коммуникационных услуг, которые также включают компьютерные и информационные услуги. Иногда телекоммуникационные услуги выделяют как составляющую услуг связи, в которые входят помимо прочего курьерские и почтовые услуги. Отрасль информационно-коммуникационных услуг составляет около 11% от всего мирового оборота услугами[6].  При этом телекоммуникационные услуги составили лишь 13% от этой отрасли в 2020 году, хотя в 2015 году занимали порядка 20% (рис. 1). В первую очередь, это объясняется возросшей долей компьютерных услуг, которая в настоящее время составляет около 80% отрасли информационно-коммуникационных услуг. Говоря о доле телекоммуникационных услуг во мировом обороте услугами, стоит отметить, что она совсем не велика и составила всего 1,5% в 2020 году, обгоняя лишь культурные и часть государственных услуг. В целом, рассматривая данные мирового оборота телекоммуникационных услуг, стоит отметить скачкообразное развитие: отсутствует стабильное снижение или рост показателей. При этом годовые изменения в обороте можно назвать несущественными, так как они колеблются в пределах 2-3 млн долл. США.

1

Рисунок 1. Объемы мирового рынка телекоммуникационных услуг в 2010-2020 гг., млн. долл. США. [6]

Однако стоит отметить перспективность и значимость данной отрасли. Во-первых, телекоммуникационная отрасль сама по себе является значительным и растущим сектором. Во-вторых, телекоммуникационные услуги играют важную роль для других отраслей. Информация и средства для доступа, обработки и распространения ее в электронной форме стали стратегическим ресурсом, столь же важным, как земля, рабочая сила и капитал. Таким образом, телекоммуникации играют двойную роль как продаваемая услуга, так и как средство содействия торговле другими продуктами и услугами. Конвергенция телекоммуникационного сектора с компьютерным и вещательным миром создает новые синергии, наиболее очевидная в росте Интернета, который с каждым годом продолжает увеличиваться вдвое. В настоящее время Интернет является основой электронной коммерции.

Торговля телекоммуникационными услугами прошла через либерализацию. Более свободная торговля телекоммуникациями принесла по крайней мере три экономических выгоды: новые и улучшенные продукты и услуги, более низкие цены и дополнительные инвестиции. Открытая торговля телекоммуникационными услугами приводит к усилению конкуренции, снижению цен для большинства предприятий и для многих потребителей и предоставлению обоим возможности выбора различных поставщиков услуг.

Возникла новая парадигма международной торговли телекоммуникациями. Старая парадигма, которую можно было бы условно описать как «международные» телекоммуникации, основывалась на двусторонних отношениях между странами. Операторы-монополисты в этих странах сотрудничали в совместном предоставлении международных услуг. Эта модель сейчас не работает, не столько потому, что система не работает как таковая, сколько потому, что теперь она не может охватить полную картину. Возникла новая модель, основанная на глобальной конкуренции. Она признает, что торговля телекоммуникационными услугами теперь происходит в многосторонней среде, в которой большинство торговых отношений включает в себя множество посредников между покупателем и продавцом. Мы переходим от мира отношений «один к одному» к миру «многие ко многим».

Мировая торговля телекоммуникационными услугами развивается не стабильно с географической точки зрения. Так, наибольшая часть мирового оборота телекоммуникационной отрасли приходится на Европу, на втором месте находится Азия, а на третьем – Северная Америка. Самым простым объяснением является историческое развитие отрасли. Первыми на этом рынке выступали США, так как на американском рынке изначально отсутствовала государственная монополия в отрасли и процесс либерализации ее не затронул, также способствовало технологическое развитие и новаторство в телекоммуникационных услугах. Европа следом начала активно развивать как саму отрасль, так и международную торговлю, в первую очередь, с соседствующими странами. Азиатский регион в последние годы показывает стремительное развитие технологий и активно завоевывает не только товарные рынки, но и рынок услуг. Азиатские телекоммуникационные компании стали активнее выходить на международный рынок. Кроме того, развитие сферы в данном регионе объясняется расширением сотрудничества азиатского бизнеса с другими странами, что в том числе способствуют и сопутствующим телекоммуникационным услугам.

Во всем мире на 100 человек приходится 75 абонентов мобильной сотовой связи, тогда как в Европе этот показатель достиг 100 абонентов в 2020 году. Это также одна из причин лидерства европейского региона во мировой торговле телекоммуникационными услугами. В Азии этот показатель равен 88 абонентам на 100 жителей, а в Северной Америке – 85 [5].

Рассматривая географическую структуру мировой торговли телекоммуникационными услугами, следует отдельно выделить распределение не только по регионам, но и по странам, так как хоть и большая часть мирового оборота телекоммуникационными услугами сосредоточена в Европе, лидирующие позиции занимают не только европейские страны.

На протяжении многих лет неизменным лидером по объему экспорта телекоммуникационных услуг остается Великобритания с небольшим отрывом от США. Действительно, большая часть стран в рейтинге принадлежат именно Европейскому региону, однако 2 из 10 стран относятся к Азии. Лидерство Великобритании и США объясняется не только большим количеством телекоммуникационных компаний на их территории. Крупнейшие мировые бренды на рынке телекоммуникаций такие как AT & T Inc., Verizon Communications Inc., Vodafone Group plc. являются резидентами США и Великобритании.

Оценивая географическую структуру мировой торговли телекоммуникационными услугами, необходимо рассматривать не только экспорт, но и импорт. Великобританию можно признать бессменным лидером в мировой торговле телекоммуникационными услугами: она занимает первое место в рейтинге как по экспорту, так и по импорту, при этом сохраняя положительное сальдо.

На основе анализа географической структуры экспорта и импорта телекоммуникационных услуг по лидирующим странам можно сделать вывод о крупнейших игроках рынка. Ими являются: Великобритания, США, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Китай. Опять же прослеживается соответствие региональному распределению (48% мировой торговли телекоммуникационными услугами сосредоточено в Европе).

Одним из существенных факторов развития телекоммуникационных услуг в данных странах является процент владения мобильными телефонами среди населения. Так, в большей части европейских стран доля лиц, владеющих мобильным телефоном, составляет около 95%, в Северной Америке – 92%, в Азии – 89%. Если говорить по конкретные страны, то наивысший показатель наблюдается в Великобритании, Испании, Бельгии, Нидерландах, США, Китае, Японии, Норвегии и Швеции.

Как уже было отмечено ранее, крупнейшие мировые бренды на рынке телекоммуникаций располагаются на территории США и Великобритании, однако компании других европейских стран и азиатского региона также занимают большую долю рынка. При оценке деятельности телекоммуникационных компаний не всегда основополагающим фактором будет являться выручка компании. Так, британская компания Vodafone Group отстает от других по показателю выручки, однако по охвату абонентов (444 млн клиентов) занимает лидирующие позиции так же, как и по количеству регионов присутствия (компания охватывает большинство стран мира) [3]. Если строить рейтинг относительно числа абонентов, то на втором месте располагается китайская компания China Telecom, а на третьем – крупнейший американский транснациональный телекоммуникационный конгломерат AT&T. В США и Великобритании крупнейшие телекоммуникационные корпорации зародились одними из первых. Это также объясняет лидирующие позиции данных в рейтинге крупнейших участник мирового телекоммуникационного рынка.  Стоит отметить, что представленные в таблице 2 компании не только активно участвуют в мировой торговле телекоммуникационными услугами, но и открывают дочерние и совместные предприятия в зарубежным странах, т.е. используют способ коммерческого присутствия.

В ходе анализа мирового рынка телекоммуникационных услуг выделились основные особенности его развития. В первую очередь, это скачкообразные показатели мировой торговли без стабильного роста или снижения. Это сложно отнести к негативным факторам, т.к. в целом отрасль показывает стабильные показатели (отличие от года к году 2-3 млн долл. США). Сосредоточенность мировой торговли телекоммуникационными услугами преимущественно в европейских странах (48%) объясняется различными факторами: количество абонентов мобильной сотовый связи, процент владения мобильными телефонами среди населения, развитые навыки использования информационно-коммуникационных технологий. Говоря про развитие международной торговли телекоммуникационными услугами в отдельных странах, стоит отметить, зависимость от местонахождения крупнейших международных брендов в данной сфере и стартом развития отрасли, а также своевременным начало процесса либерализации телекоммуникационных услуг (или его отсутствия в принципе, как в случае с США).

Список литературы

  1. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2016. - 468 c.
  2. Синица С.А. Анализ тенденций развития глобального рынка телекоммуникационных услуг // Вестник Евразийской науки – 2019 - №1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esj.today/PDF/27ECVN119.pdf.
  3. International Data Corporation (IDC): Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.idc.com.
  4. International Telecommunication Union (ITU): Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.itu.int.
  5. International Telecommunication Union. Measuring digital development: Facts and figures. – Geneva, 2020. – 19 p.
  6. World Trade Organization: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. https://www.wto.org.

Интересная статья? Поделись ей с другими: