УДК 33

Реакция потребителей на ассортиментную политику пивоваренных компаний

Смирнова Анна Ильинична – студентка магистратуры Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Юшкина Мария Витальевна – студентка магистратуры Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В данной статье авторами рассмотрена тема ассортиментной политики предприятия. Проведен анализ реакции потребителей на данную политику. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, прежде всего, важной ролью пивоваренной отрасли на мировом рынке и широким распространением ассортиментных нововведений в деятельности международных пивоваренных компаний.

Ключевые слова: пивоваренная отрасль, мировой рынок, предприятие.

Одной из самых важных тем изучения маркетинга является тема ассортиментной политики предприятия, ведь именно она представляет собой значительный элемент конкурентной стратегии компании. При этом для разработки ассортиментной политики необходимо представление об общей ситуации на рынке, положении конкурентов, будущих тенденциях. Кроме того, помимо обработки этих данных должен быть тщательно изучен спрос, целевая аудитория предполагаемого продукта и потенциал рынка. В итоге ассортиментная политика должна решить проблемы управления ассортиментом, помочь в определении показателей роста продаж и дать компании возможность двигаться в нужном векторе.

Инновации в ассортиментной политике являются важнейшим показателем оценки эффективности компании на рынке, ведь именно компетентность в ассортиментной политике и результативность ее управления дает большие конкурентные преимущества на современном рынке. Именно инновации в данной сфере делают акцент на поиске идей для создания нового товара, учитывая потребности потребителей, и ставят целями расширение целевой аудитории, оптимизации финансовых результатов фирмы и укрепления ее положении на рынке.

Пищевая промышленность многообразна и от нее напрямую зависит решение продовольственной проблемы человечества. Инновации в данной сфере необходимы, ведь каждый год мировое население растет, и основной задачей увеличение производства и снижение издержек. Как можно было заметить, за последние сто лет наука шагнула далеко вперед, и уже были изобретены множество новых способов модификации самой продукции и способов ее продажи. Особого внимания заслуживает рынок пивной промышленности.

Отличительной чертой современного рынка пивоваренной продукции является её, на первый взгляд, стабильный характер. За последние три года объемы производства в натуральном выражении почти не изменялись после глобального краха 2014-2015 гг., который был вызван сокращением рынка Китая. Большой потенциал наблюдается у таких стран как Индия, Вьетнам, Иран, Казахстан. В этих странах рост будет наблюдаться во многом благодаря безалкогольному пиву. В Канаде, Японии и Бразилии, наоборот, производство пива сокращается.

Появление так называемых индивидуальных крафтовых пивоварен, предлагающих пиво нестандартных видов, стало одной из основных тенденций пивоваренной отрасли в 2013 году. В этот период такие пивоварни занимали 6% пивного рынка. Такой тренд впоследствии начал развиваться и в Европе. Это явление обусловлено тем, что треть потребителей всего мира (37%) готовы платить больше за продукцию лучшего качества и выбирать премиальные высококачественные сорта.

Рынок пивной промышленности России на данный момент является одним из быстроразвивающихся, набирая обороты постепенно на протяжении последних двадцати лет и достигнув своего пика в 2007-2008 годах. Особенностью российского пивоварения является резкая трансформация от отсталой отрасли до успешного рынка российской экономики.

В России основная доля рынка принадлежит крупным компаниям несмотря на то, что существует огромное количество мелких пивоварен. На данный момент примерно 91% российского рынка принадлежит пяти компаниям, в 2005 году эта доля была равна 86%. При этом число мелких предприятий постоянно растет. В 2008 действовало 469 пивоварен, в 2011 году уже 561.

Категорией с наибольшими значениями является производство стандартного лагера, прирост которого в данный период составлял 13 млрд литров. Однако согласно опросу, только 20% опрошенных предпочитают светлые сорта.

Также перспективным направлением в пивоваренной отрасли является производство сидра, так как этот продукт охватывает самую разную целевую аудиторию, чего нельзя сказать о пиве. Это маржинальный продукт, потребление которого растет во всем мире. Это доказывают данные проведенного опроса: 45% опрошенных предпочитают сидр другим видам алкоголя. Также 30% опрошенных предпочитают легкие фруктовые сорта.

Стоит отметить, что сегмент безалкогольного пива, темпы роста которого значительно выросли в последние годы, является наиболее перспективным для пивоваренных предприятий. Однако мнения опрошенных респондентов разделились: 25% опрошенных не считают безалкогольный продукт за настоящее пиво и ставят ему самый низкий рейтинг. Однако 45% опрошенных поставили высокий балл на оценку безалкогольного пива.

Кроме того, в пивоваренной нише существует тренд на «здоровое» пиво с низким содержанием калорий и углеводов. Это доказывают данные опроса: 46% респондентов употребляют низкокалорийное пиво, 23% считают необходимым расширение линейки пивоваренных компаний продуктом с низким содержанием углеводов.

Пивоваренные компании большое внимания уделяют рекламным кампаниям. Согласно опросу, самым запоминаемым брендом является «Heineken», на втором месте стоит бренд «Охота», на третьем – «Carlsberg». При этом половина опрошенных любят пробовать новые напитки и обращают внимания на новинки на полках магазинах. Однако только 17,5% имеют импульс покупать новые напитки в магазинах.

Говоря об ассортиментной политике пивоваренных компаний, следует отметить, что в большинстве случаев, реакция потребителей на новую продукцию положительна. Однако существует некоторый неоднозначный аспект.

По обыкновению, потребители пивоваренной продукции с настороженностью относятся к нововведениям. Это хорошо заметно по отношению респондентов к продукции с низким содержанием углеводов и безалкогольной продукции. В то же время, почти половина респондентов утверждает, что употребляет продукцию с низким содержанием углеводов, в то время как безалкогольная продукция набирает всего лишь 32,5%. Важно также отметить, что респонденты, не употребляющие алкогольную продукцию, в принципе довольно хорошо о ней осведомлены.

Таким образом, отношение респондентов к ассортименту пивоваренной продукции хоть и является неожиданным в некоторых аспектах, но в большинстве своём положительно.

Список литературы

  1. Озеров М.К. Влияние ассортиментной политики на финансовый результат организации (на примере ОАО «Барнаульский пивоваренный завод») (выпускная квалификационная работа).