УДК 33

Потребительские свойства и показатели, определяющие качество товара при проведении экспертизы в сфере закупок

Серкина Татьяна Александровна – студентка магистратуры факультета Экономики торговли и товароведения Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Контроль качества проводится с целью сопоставления показателей качества определенного товара и требований, установленных в стандартах, технических условиях, контрактах. Актуальность выбранной темы обусловлена важностью комплексного изучения теоретической основы экспертизы как фактора повышения эффективности закупочных процессов, влияние которого выражается в улучшении качества закупаемых товаров. В данной статье рассматриваются основные потребительские свойства и показатели, определяющие качество товара при проведении экспертизы в сфере закупок.

Ключевые слова: оценка качества товаров, показатели качества товаров, потребительские свойства товара.

Качество продукции представляет собой степень удовлетворения личных и производственных потребностей потребителей. Экономическая категория качества основана на том, что особенности качества товара определяются в ходе его производства.

Оценка уровня качества продукции осуществляется с целью контроля качества, стимулирования повышения качества, выбора наилучшего товара, разработки стандартов. Оценка качества содержит в себе ряд операций, к которым относятся выбор критериев и методов, определение номенклатуры показателей и потребительских свойств, анализ степени соответствия показателей.

На стадии разработки и производства товара устанавливаются требования к сырью и продукции, определяются показатели качества будущей продукции, формируется базис управления качеством. На стадии реализации и потребления оценивается фактическое значение показателей качества на предмет их соответствия, принимается решение о необходимости повышения качества. Требованиями к продукции выступают не только задокументированные характеристики, но и отношение и восприятие потребителей. Качество является дуальной категорий, т. е. объективным и субъективным одновременно.

К критериям качественной оценки товара относят надежность, показывающую насколько непрерывно товар выполняет функции; ремонтопригодность; показатели эстетики; безопасность, долговечность, бездефектность.

Контроль качества проводится с целью сопоставления показателей качества определенного товара и требований, установленных в стандартах, технических условиях, контрактах. По особенностям проверки контроль качества может быть разрушающим, то есть после проведения процедуры контроля объект невозможно будет использовать и неразрушающим. По степени автоматизации производственного процесса выделяют ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический, по средствам контроля – инструментальный, органолептический, визуальный.

Процесс оценки качества начинается с выявления целей и постановки задач, далее определяются методы проводимой оценки, затем происходит выбор номенклатуры показателей качества и потребительских свойств, после чего определяются базовые показатели, с которыми будут сравниваться показатели оцениваемого продукта. По результатам обработки значений показателей и их анализа принимаются дальнейшие управленческие решения в отношении качества товара.

Определение показателей качества и развернутой номенклатуры потребительских свойств зависит от назначения товара и осуществляется с учетом характера использования товара и требований, установленных к данному виду продукции. Существует три метода проведения оценки качества: дифференциальный, комплексный, смешанный. В рамках дифференциального метода сравниваются единичные показатели исследуемого товара с соответствующими базовыми показателями, установленными для данного вида продукции. Сопоставление производится с помощью относительных показателей, которые должны быть больше или равны единицы, если качество оцениваемого товара не ниже базового уровня.

Смешанный метод представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов, в нем используются как единичные, так и групповые показатели. Его принято использовать в случае, если совокупность показателей велика и для полной характеристики недостаточно определения одного показателя.

Потребительские свойства продукции представляют собой совокупность характерных свойств, появляющихся в процессе использования товаров, определяют ценность товара для потребителя. К ним относятся показатели функционального и социального назначения, показатели надежности (долговечность, ремонтопригодность), эргономические и эстетические свойства, показатели безопасности.

Назначение товара характеризует функции, которые выполняет объект. Показатели назначения товара определяют полезный эффект, получаемый при его эксплуатации. Надежность товара – это его способность сохранять во времени свойства, позволяющие выполнять необходимые функции. К эргономическим свойства относятся гигиенические, антропометрические, психологические и психофизические. Эргономические свойства характеризуют удобство и комфортность использования товара потребителем. Эстетические свойства товаров характеризуются следующими эстетическими показателями: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность внешнего вида. Безопасность товара обуславливает защиту человека от опасных воздействий при производстве, хранении, транспортировке и потреблении.

К факторам, оказывающим влияние на потребительские свойства товаров, относят сырье, основные и вспомогательные материалы, которые используются для улучшения эстетических свойств и внешнего вида, химический состав. Основные материалы используются непосредственно в процессе производства товара, к вспомогательным относится упаковка и отделочные материалы, это относится в основном к непродовольственным отварам. Качество исходного сырья влияет на готовый продукт и вырабатываемые изделия. Характеристики химического состава должны соответствовать техническим требованиям и условиям.

Наряду с сырьем качество товара определяют особенности его конструкции. Конструкция и принцип работы отражают свойства товара. Конструкция представляет собой принцип расположения деталей, инженерное решение, строение объекта. 

Следующим фактором является характер производственного процесса, его особенности. Действия, направленные на изменение состояния объекта, называются технологическим процессом. Технологический процесс состоит из методов, принципов, последовательностей операций, применяемого оборудования и технологических средств.

К факторам, сохраняющим качество продукции, относятся упаковка и способы хранения. Упаковка обеспечивает защиту продукции, предотвращает повреждения, повышает сохранность качества во время хранения, в процессе транспортировки и реализации. К условиям хранения относят особенности воздействующих факторов окружающей среды на складе, выбираемые с учетом климатических и санитарных норм. При размещении товара необходимо соблюдать требования товарного соседства, рационально использовать складские пространства, должны быть обеспечены возможности погрузочно-разгрузочных работ.

Список литературы

  1. Горбашко Е. А. Управление качеством: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 352 с.
  2. Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров / С. Л. Калачев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 477 с.
  3. Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: учебник для бакалавров / Магомедов Ш. Ш. – Москва: Дашков и К, 2018. – 322 с.
  4. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения: Учебник/Николаева М. А. – Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 448 с.
  5. Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2012. – 412 с

Интересная статья? Поделись ей с другими: