УДК 338

Сущность бизнес-процесса в организации

Миннуллин Рустам Алмазович – студент магистратуры Северо-Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассмотрены основные определения бизнес-процесса организации. Определена сущность того, что понимается в современной действительности высокой конкуренции на рынке и гонке за эффективностью, под бизнес-процессом.

Ключевые слова: бизнес-процесс, эффективность, цель, деятельность, мероприятие.

В современных условиях деятельности, когда каждая организация вынуждена функционировать и вести свою деятельность в условиях высокой и интенсивной конкуренции, ей необходимо выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы получать наибольший эффект от ведения бизнеса.

Действительно, при своевременном и грамотном усовершенствовании бизнес-процесса, организация добивается положительных эффектов, таких как экономия времени на совершение бизнес-процесса, сокращение затрат на производство товаров или услуг.

В наше время, часто необходимость изменений в бизнес-процессах диктуется не самой организацией (например, необходимость сокращение ресурсных затрат на производство товара или услуги), а изменения продиктованы потребителями. В настоящий момент, конкурентный рынок имеет свойство быстро развиваться, быстро обновлять свои товары. Причиной этому выступает постоянное развитие технологий, которое влияет на качество и содержание товара, а также на эффективность производства.

Технологии в той или иной степени применимы и в деятельности любой организации. По этой причине, старый принципы управления бизнес-процессами, который основывается на разделении труда рабочих, функциональном подходе и бюрократии в данной время являются менее эффективными, но все так же используются в большом количестве.

Другой вариант управления бизнес-процессами является более новым, по сравнению с классическими преставлениями, а именно процессно-ориентированный подход. Преимущество данного подхода к управлению состоит и в том, что менеджер при процессно-ориентированном подходе занимается управлением не отдельными подразделениями и отделами, отдельными ресурсами организации, а происходит управление самим бизнес-процессом, который связывает в единое целое и множество ресурсов, и структуру работ и технологии.

Несмотря на то, что понятие бизнес-процесса введено сравнительно недавно, мы можем понимать, что как таковой данный вид процессов присутствовал всегда. Обращаясь к истории, мы можем найти массу примеров выполнения множества грандиозных работ, в условиях которых происходили те или иные бизнес-процессы. Так, например, для наглядности и понимания масштабов, мы можем рассмотреть строительство пирамид в Древнем Египте. Рассмотрим одну из наиболее известных пирамид, а именно пирамиду Хеопса, строительство которой шло более двадцати лет и закончилось примерно в 2540 года до н. э. 

В условиях строительства данной пирамиды происходило множество бизнес-процессов, таких как доставка каменных блоков, обработка камня, подъем и укладка блоков, производство внутренних работ. Для данных этапов постройки использовалось множество ресурсов (временных, материальных, человеческих). Данные работы планировались, организовывались и контролировались разными участниками строительства.

Как мы можем видеть, бизнес-процессы существуют уже давно, но как такового одного определения бизнес-процессов не существует. В своем учебном пособии «Показываем Бизнес-процессы» авторы М.Н. Кузнецов и В.В. Кондратьев приводят несколько определений понятия бизнес-процесс. Одно из приведенных в пособии определений соответствует определению, приведенному в ГОСТ Р ИСО 9000-2015, но также и приведено более короткое и понятное по мнению авторов определение. Данное определение звучит следующим образом: «Бизнес-процесс – это комбинация операционных шагов и средств управления, посредством которых производится продукт или услуга».

В книге «Реинжиниринг корпорации» авторы М. Хаммер и Д. Чампи приводят следующее определение бизнес-процесса: «Совокупность видов деятельности, которая имеет один или более видов входных потоков и создает выход, имеющий ценность для клиента».

Друге эксперты И.И. Мазур и В.Д. Шапиро в своем пособии приводят следующее определение бизнес-процесса: «Бизнес-процесс есть системный замкнутый процесс».

В свое научной статье, В.А. Гагарский приводит такое определение: «Бизнес-процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат». При обращении к данному определению, для понимания важности бизнес-процессов, необходимо понимать, что потребитель, о котором говорит В.А. Гагарский может быть как «внешним», так и «внутренним». Внешним потребителем будет являть лицо, которое не является представителем состава данной организации, произведшей продукт или услугу. Внутренним же потребителем будет выступать индивид, непосредственно находящийся в условиях функционирования данной организации.

Проанализировав определения, приведенные выше, мы можем сказать, что любой процесс можно считать упорядоченной последовательностью выполнения какой-либо совокупности действий и функций, направленных на преобразование материалов, данных и прочих ресурсов на этапе входа процесса до этапа выхода в виде предоставленных услуг или произведённого продукта. Бизнес-процесс выделяется тем, что она в первую очередь отражает хозяйственную деятельность субъекта направлен на извлечение определённой экономической выгоды.

Список литературы

  1. Абдикеев, Н.М., Данько, Т.П., Ильдеменов, С.В., Киселев, А.Д. (2007). Реинжиниринг бизнес-процессов (2-е изд., испр.). М.: Эксмо.
  2. Блинов, А.О., Рудакова, О.С., Захаров, В.Я., Захаров, И.В. (2010). Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Юнити-Дана.
  3. ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
  4. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.- 288 с.
  5. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2019. - 464 c.