УДК 33
Современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности
Штехер Ян-Арсений Геннадьевич – студент бакалавр факультета Экономики Московского финансово-промышленного университета «Синергия».
Научный руководитель Косорукова Ирина Вячеславовна – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Оценочной деятельности и корпоративных финансов Московского финансово-промышленного университета «Синергия».
Аннотация: Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой важное экономическое понятие, которое в настоящее время как-будто получило второе дыхание. Современные корпорации помимо максимизации прибыли начинают участвовать в решении социальных и экологических проблем. С одной стороны, благодаря СМИ и широкому доступу к интернету повысился уровень информированности потребителей об участии корпораций в социальных проблемах и ухудшении окружающей среды. С другой стороны, сказались многочисленные исследования, доказывающие положительное влияние на бизнес его уровень социальной ответственности. Пока сформированные нормы КСО не являются обязательными и существуют лишь рекомендательные акты имеющие свои особенности в разных странах, но возможно это первая ступень к дальнейшему развитию.
Ключевые слова: Экономический рост, КСО, корпоративная социальная ответственность, государственное регулирование экономики.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой важное экономическое понятие, которое в настоящее время как будто получило второе дыхание. Современные корпорации помимо максимизации прибыли начинают участвовать в решении социальных и экологических проблем. С одной стороны, благодаря СМИ и широкому доступу к интернету повысился уровень информированности потребителей об участии корпораций в социальных проблемах и ухудшении окружающей среды. С другой стороны, сказались многочисленные исследования, доказывающие положительное влияние на бизнес его уровень социальной ответственности. Пока сформированные нормы КСО не являются обязательными и существуют лишь рекомендательные акты имеющие свои особенности в разных странах, но возможно это первая ступень к дальнейшему развитию.
Основная часть
На практике существует множество определений КСО. Наиболее часто используемым стало «социальная ответственность бизнеса — концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берёт на себя дополнительные обязательства перед обществом» [1]. Здесь термины «социально ответственный бизнес» и «КСО» являются одинаковыми по смыслу. То есть компании сами определяют степень своего участия в общественных проблемах. На них нет законного обременения и если руководство фирмы стремится соблюдать КСО, то по факту оно сделает это только при благоприятной экономической конъюнктуры.
Корпоративная социальная ответственность подразумевает предоставление общественных благ и уменьшение внешних негативных последствий (часто экологических), связанных с веде́нием бизнеса. Верно, что рациональная фирма придерживается условия максимизации прибыли, но это может создать неэффективное распределение упомянутых выше благ (ресурсов). Для исключения этого существует государственное регулирование в сферу влияния которого уже попало КСО, но находящиеся за пределами нормативных уровней. И всё же есть фирмы готовые добровольно участвовать в социальном поведении и нести расходы находя в этом экономическую эффективность. Так, фирма может действовать стратегически для повышения своей репутации; существует определённая связь из рисунка 1 [2].
Рисунок 1. Связь корпоративной социальной ответственности бизнеса и его деловой репутации.
Фирма может использовать КСО для дифференциации продукта, его рекламы и как следствие формировать лояльность к своему бренду. К примеру, достаточно большие (относительно капитала фирмы) корпоративные пожертвования на благотворительность могут быть расценены, как позитивный сигнал о качестве и политики компании.
Чтобы бизнес и государство работали в области КСО взаимовыгодно очень важно сделать регулирование неодносложным иначе это принудит производителей учитывать вложения, связанные с социальной ответственностью, как издержки производства. Ведь тогда фирмы установят более высокие цены и часть потребителей не смогут приобретать товары и услуги. То есть регулирование должно носить характер поощрения, тем самым стимулируя фирмы соблюдать КСО и включать её в политику веде́ния бизнеса.
Сегодня законы, обуславливающие открытость данных о деятельности компании, присутствуют во всех ра́звитых странах. Но не во всех этих странах есть законы, регулирующие именно КСО и уж тем более исходя из него изменяющие налоговую ставку или выделяющие субсидии. Но многие фирмы сами стремятся заявить о себе и такой возможностью для них стали «рейтинги КСО». Один из таких рейтингов составляет западное новостное издание «You Matter». Проанализировав топ 2020 года, в котором компании расположились следующим образом [3]:
- Lego
- The Walt Disney Company
- Rolex
- Ferrari
- Microsoft
- Levi’s
- Netflix
- Adidas
- Bosch
- Intel
Можно сказать, что компании поднимают свою корпоративную репутацию путём инициаций в области КСО. А именно такими действиями как: налаживание систем переработки остаточных материалов на самом производственном заводе; денежные пожертвования некоммерческим организациям; поиск экологических проблем в регионе пребывания и инициация по их устранению; проектирование искусственного интеллекта как помощника человеческой деятельности, а не замена; увеличение комфортности рабочего пространства для сотрудников. Важным является, что компании публично размещают свои "КСО-отчёты" на главном веб-сайте или стороннем сайте посвящённому только этой тематике. Стать более авторитетной компанией, чем другие в лице стейкхолдеров выгодно. Желание потребителей купить продукцию у компании с хорошей репутацией было оценено в 78%, а у компании с плохой репутацией готовность купить оценивалась не выше 9%. А также хорошая и плохая репутация повлияли на гипотетическое трудоустройство в фирму 70% против 11% соответственно.
Если смотреть стратегически, то инвестиции компании в социальную сферу должны дать положительный экономический эффект[4]. К компаниям, которые будут вести подобную деятельность можно отнести:
- Крупные корпорации – в силу придания большой общественной огласки об их деятельности
- Компании, использующие западные схемы менеджмента (в том числе корпоративное гражданство)
- Компании, желающие существенно улучшить свой имидж и наладить отношения с властью
Нельзя не упомянуть события, произошедшие в 2000-х годах в США, штат Западная Вирджиния, в городе Паркерсберг. Тогда произошёл большой скандал с производителем химических веществ «DuPont». Эта компания спонсировала городские мероприятия, школы, медицинское обслуживание работников и строила спортивные площадки. Но как позже выяснилось она же в течение 40 лет отравляла жителей города химикатами, вызывающими онкологию, и делала это осознано через городские водоёмы. Разбирательство началось в 1999 году с коллективного иска Роберта Билотта и продлилось следующие 16 лет. Некоторые истицы так и не дожили, но в результате было урегулировано 3533 иска, а «DuPont» затратила на выплаты пострадавшим около 680 миллионов долларов. Имя компании навсегда приобрело неодобрительный окрас благодаря массовой огласке и двух снятых документальных фильмов [5].
Между фирмами и заинтересованными сторонами (потребители, инвесторы, сотрудники) существует асимметричность информации. То есть заинтересованные стороны могут иметь ложное мнение о фирме. А это имеет прямое отношение к прибыли, так как репутация и информация выступают важными детерминантами поведения заинтересованных сторон. Особенно в таком положении оказываются очень крупные фирмы, потому что любое их действие получает широкую огласку. Поэтому компании в попытках создать себе социальную и экологическую репутацию прибегают к понятиям связанных с КСО. Такие компании способны приносить тем больше пользы обществу, чем более развита система учёта и законов касательно КСО в их стране. И также фирма получает больше доверия со стороны проверяющих органов, а это уже хеджирование от каких-либо будущих рисков.
Заключение
Подводя итог, КСО открывает широкий спектр экономических вопросов, затрагивающих стимулирование бизнеса предоставлять общественные блага и поиск компромисса в государственном регулировании. В мире и в России наблюдается интерес со стороны фирм к веде́нию ответственного бизнеса. Зарубежная практика по активному созданию рейтингов фирм, инвестирующих в социальные сферы, именно то, что нужно перенимать. Это дало бы сигнал российским компаниям, соблюдающим КСО о продолжении деятельности и стимулировало остальных вести подобный отчёт. Именно государственно регулирование путём введения законов и даже, вероятно, официального рейтинга КСО смогло бы разом улучшить весь деловой сектор. Адекватное оценивание вклада компаний в решение социальных проблем на фоне соответствующего законодательства и рыночной конкуренции приведёт к тому, что агрессивный маркетинг перестанет быть единственным инструментом информирования потребителей. Что, в конце концов, позитивно скажется на рациональном потребительском выборе, деловой конкуренции, решении общественных проблем и национальной экономики в целом.
Список литературы
- Социальное измерение в бизнесе // Международный форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. Изд. дом «Красная площадь» М.: НП Социальные инвестиции. 2001. С. 25.
- Беляева И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов ; под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М. : КНОРУС, 2016. (Бакалавриат). С. 20.
- Топ-10 компаний с лучшей корпоративной репутацией в 2020 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youmatter.world/en/top-10-companies-reputation-csr-2020.
- Федченко И.В. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения / сост. И.В.Федченко: Сиб. гос. ун-т.науки и технологий - Красноярск, 2017. С. 85-86.
- Адвокат, ставший худшим кошмаром DuPont [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2016/01/10/magazine/the-lawyer-who-became-duponts-worst-nightmare.html.