УДК 33

Современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности

Штехер Ян-Арсений Геннадьевич – студент бакалавр факультета Экономики Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Научный руководитель Косорукова Ирина Вячеславовна – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Оценочной деятельности и корпоративных финансов Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Аннотация: Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой важное экономическое понятие, которое в настоящее время как-будто получило второе дыхание. Современные корпорации помимо максимизации прибыли начинают участвовать в решении социальных и экологических проблем. С одной стороны, благодаря СМИ и широкому доступу к интернету повысился уровень информированности потребителей об участии корпораций в социальных проблемах и ухудшении окружающей среды. С другой стороны, сказались многочисленные исследования, доказывающие положительное влияние на бизнес его уровень социальной ответственности. Пока сформированные нормы КСО не являются обязательными и существуют лишь рекомендательные акты имеющие свои особенности в разных странах, но возможно это первая ступень к дальнейшему развитию.

Ключевые слова: Экономический рост, КСО, корпоративная социальная ответственность, государственное регулирование экономики.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой важное экономическое понятие, которое в настоящее время как будто получило второе дыхание. Современные корпорации помимо максимизации прибыли начинают участвовать в решении социальных и экологических проблем. С одной стороны, благодаря СМИ и широкому доступу к интернету повысился уровень информированности потребителей об участии корпораций в социальных проблемах и ухудшении окружающей среды. С другой стороны, сказались многочисленные исследования, доказывающие положительное влияние на бизнес его уровень социальной ответственности. Пока сформированные нормы КСО не являются обязательными и существуют лишь рекомендательные акты имеющие свои особенности в разных странах, но возможно это первая ступень к дальнейшему развитию.

Основная часть

На практике существует множество определений КСО. Наиболее часто используемым стало «социальная ответственность бизнеса — концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берёт на себя дополнительные обязательства перед обществом» [1]. Здесь термины «социально ответственный бизнес» и «КСО» являются одинаковыми по смыслу. То есть компании сами определяют степень своего участия в общественных проблемах. На них нет законного обременения и если руководство фирмы стремится соблюдать КСО, то по факту оно сделает это только при благоприятной экономической конъюнктуры.

Корпоративная социальная ответственность подразумевает предоставление общественных благ и уменьшение внешних негативных последствий (часто экологических), связанных с веде́нием бизнеса. Верно, что рациональная фирма придерживается условия максимизации прибыли, но это может создать неэффективное распределение упомянутых выше благ (ресурсов). Для исключения этого существует государственное регулирование в сферу влияния которого уже попало КСО, но находящиеся за пределами нормативных уровней. И всё же есть фирмы готовые добровольно участвовать в социальном поведении и нести расходы находя в этом экономическую эффективность. Так, фирма может действовать стратегически для повышения своей репутации; существует определённая связь из рисунка 1 [2].

1

Рисунок 1. Связь корпоративной социальной ответственности бизнеса и его деловой репутации.

Фирма может использовать КСО для дифференциации продукта, его рекламы и как следствие формировать лояльность к своему бренду. К примеру, достаточно большие (относительно капитала фирмы) корпоративные пожертвования на благотворительность могут быть расценены, как позитивный сигнал о качестве и политики компании.

Чтобы бизнес и государство работали в области КСО взаимовыгодно очень важно сделать регулирование неодносложным иначе это принудит производителей учитывать вложения, связанные с социальной ответственностью, как издержки производства. Ведь тогда фирмы установят более высокие цены и часть потребителей не смогут приобретать товары и услуги. То есть регулирование должно носить характер поощрения, тем самым стимулируя фирмы соблюдать КСО и включать её в политику веде́ния бизнеса.

Сегодня законы, обуславливающие открытость данных о деятельности компании, присутствуют во всех ра́звитых странах. Но не во всех этих странах есть законы, регулирующие именно КСО и уж тем более исходя из него изменяющие налоговую ставку или выделяющие субсидии. Но многие фирмы сами стремятся заявить о себе и такой возможностью для них стали «рейтинги КСО». Один из таких рейтингов составляет западное новостное издание «You Matter». Проанализировав топ 2020 года, в котором компании расположились следующим образом [3]:

  1. Lego
  2. The Walt Disney Company
  3. Rolex
  4. Ferrari
  5. Microsoft
  6. Levi’s
  7. Netflix
  8. Adidas
  9. Bosch
  10. Intel

Можно сказать, что компании поднимают свою корпоративную репутацию путём инициаций в области КСО. А именно такими действиями как: налаживание систем переработки остаточных материалов на самом производственном заводе; денежные пожертвования некоммерческим организациям; поиск экологических проблем в регионе пребывания и инициация по их устранению; проектирование искусственного интеллекта как помощника человеческой деятельности, а не замена; увеличение комфортности рабочего пространства для сотрудников. Важным является, что компании публично размещают свои "КСО-отчёты" на главном веб-сайте или стороннем сайте посвящённому только этой тематике. Стать более авторитетной компанией, чем другие в лице стейкхолдеров выгодно. Желание потребителей купить продукцию у компании с хорошей репутацией было оценено в 78%, а у компании с плохой репутацией готовность купить оценивалась не выше 9%. А также хорошая и плохая репутация повлияли на гипотетическое трудоустройство в фирму 70% против 11% соответственно.

Если смотреть стратегически, то инвестиции компании в социальную сферу должны дать положительный экономический эффект[4]. К компаниям, которые будут вести подобную деятельность можно отнести:

  • Крупные корпорации – в силу придания большой общественной огласки об их деятельности
  • Компании, использующие западные схемы менеджмента (в том числе корпоративное гражданство)
  • Компании, желающие существенно улучшить свой имидж и наладить отношения с властью

Нельзя не упомянуть события, произошедшие в 2000-х годах в США, штат Западная Вирджиния, в городе Паркерсберг. Тогда произошёл большой скандал с производителем химических веществ «DuPont». Эта компания спонсировала городские мероприятия, школы, медицинское обслуживание работников и строила спортивные площадки. Но как позже выяснилось она же в течение 40 лет отравляла жителей города химикатами, вызывающими онкологию, и делала это осознано через городские водоёмы. Разбирательство началось в 1999 году с коллективного иска Роберта Билотта и продлилось следующие 16 лет. Некоторые истицы так и не дожили, но в результате было урегулировано 3533 иска, а «DuPont» затратила на выплаты пострадавшим около 680 миллионов долларов. Имя компании навсегда приобрело неодобрительный окрас благодаря массовой огласке и двух снятых документальных фильмов [5].

Между фирмами и заинтересованными сторонами (потребители, инвесторы, сотрудники) существует асимметричность информации. То есть заинтересованные стороны могут иметь ложное мнение о фирме. А это имеет прямое отношение к прибыли, так как репутация и информация выступают важными детерминантами поведения заинтересованных сторон. Особенно в таком положении оказываются очень крупные фирмы, потому что любое их действие получает широкую огласку. Поэтому компании в попытках создать себе социальную и экологическую репутацию прибегают к понятиям связанных с КСО. Такие компании способны приносить тем больше пользы обществу, чем более развита система учёта и законов касательно КСО в их стране. И также фирма получает больше доверия со стороны проверяющих органов, а это уже хеджирование от каких-либо будущих рисков.

Заключение

Подводя итог, КСО открывает широкий спектр экономических вопросов, затрагивающих стимулирование бизнеса предоставлять общественные блага и поиск компромисса в государственном регулировании. В мире и в России наблюдается интерес со стороны фирм к веде́нию ответственного бизнеса. Зарубежная практика по активному созданию рейтингов фирм, инвестирующих в социальные сферы, именно то, что нужно перенимать. Это дало бы сигнал российским компаниям, соблюдающим КСО о продолжении деятельности и стимулировало остальных вести подобный отчёт. Именно государственно регулирование путём введения законов и даже, вероятно, официального рейтинга КСО смогло бы разом улучшить весь деловой сектор. Адекватное оценивание вклада компаний в решение социальных проблем на фоне соответствующего законодательства и рыночной конкуренции приведёт к тому, что агрессивный маркетинг перестанет быть единственным инструментом информирования потребителей. Что, в конце концов, позитивно скажется на рациональном потребительском выборе, деловой конкуренции, решении общественных проблем и национальной экономики в целом.

Список литературы

  1. Социальное измерение в бизнесе // Международный форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. Изд. дом «Красная площадь» М.: НП Социальные инвестиции. 2001. С. 25.
  2. Беляева И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов ; под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М. : КНОРУС, 2016. (Бакалавриат). С. 20.
  3. Топ-10 компаний с лучшей корпоративной репутацией в 2020 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youmatter.world/en/top-10-companies-reputation-csr-2020.
  4. Федченко И.В. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения / сост. И.В.Федченко: Сиб. гос. ун-т.науки и технологий - Красноярск, 2017. С. 85-86.
  5. Адвокат, ставший худшим кошмаром DuPont [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2016/01/10/magazine/the-lawyer-who-became-duponts-worst-nightmare.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail