УДК 338.2

Форсайт и его возможности в моделировании будущего организации

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: В статье идет речь о форсайт-сессии. Учитывая необходимость выхода на глобальные рынки и использования потенциала в области перспективного анализа для уменьшения существующих неопределенностей необходимо признание и оценка условий выхода на рынки, осведомленность о существующих возможностях и факторы, влияющие на то, как выйти на международный рынок. Данные перечисленные критерии могут стать практическими шагами в долгосрочном планировании или в деятельности организаций и компаний.

Ключевые слова: форсайт, мышление будущего, перспективный анализ.

Для повышения эффективности корпоративного форсайта, как представляется, необходимо признать факторы, влияющие на корпоративный форсайт, а также повышенные модели в этой области, с тем чтобы расширить возможности компании в отношении прерывистых изменений и разработать специальные структурированные и профессиональные рамки для введения в действие и развития корпоративных возможностей в области форсайта. Подход или модель должны быть способны объединять поднятые вопросы и действовать в качестве ключевого фактора, обеспечивающего своевременную адаптацию организации к изменениям окружающей среды. Предлагаемая компаниями модель адаптируется и используется. Исходя из этого, вытекает вопрос, «какая модель прогнозирования может быть использована для успешного применения деятельности в области прогнозирования в компаниях с целью выхода на глобальные рынки».

В моем понимании ожидается, что предлагаемая корпоративная модель форсайта поможет снизить степень неопределенности компаний и сможет анализировать будущие сценарии в этой области, а также облегчит процесс формулирования стратегии для поддержки принятия стратегических решений компании путем включения методологий форсайта и стратегического планирования. Именно прогнозирование является жизненно важным вопросом как для государственных, так и для частных компаний. Для определения статистики форсайта в планировании мной была найдена кальцификация Минцберга для стратегических вопросов. Генри Минцберг (англ. Henry Mintzberg; род. 2 сентября 1939) – профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале. Минтцберг разделил стратегические дела на две группы: стратегическое планирование (с аналитическим, логическим, сравнительным и практическим подходом к реализации целей) и стратегическое мышление (с вдохновляющим, творческим и тестирующим и ошибочным подходом к преодолению границ логического и линейного мышления). Исходя из этого, форсайт избавляет от необходимости стратегического планирования стратегического мышления и нелинейного творчества. Однако такое использование не означает ограничения роли перспективного анализа предварительным элементом стратегического управления; напротив, перспективный анализ (будущее исследование) имеет (эксклюзивные) методы и инструменты, которые ведут к выработке рекомендаций, рецептов и действий.

«Перспективный анализ – это структурированный процесс, в ходе которого собирается информация о будущем в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которая ориентирована на сегодняшние решения и непрерывные прогрессивные действия. Перспективный анализ возникает в результате конвергенции скрытых тенденций в развитии областей знаний, связанных с анализом политики, стратегическим планированием и будущими исследованиями» [3]. Определение перспективного анализа представляет собой процесс бенефициаров путем обобщения знаний о потенциальных факторах и тенденциях, которые могут оказывать воздействие на промышленность на международном уровне. Прогнозирование основывается на углубленном отношении к современным тенденциям в области технологии, демографии, законов и образа жизни, которые, как представляется, играют жизненно важную роль в будущем развитии промышленности, ее законов и создании новых пространств для конкурентоспособности. Существуют различные классификации прогнозирования. Все основные мировые экономические показатели указывают на то, что мир движется быстрыми темпами. Риски – финансовые, социальные, экологические и политические – также возрастают в геометрической прогрессии. Перед лидерами бизнеса основной задачей является сохранение конкурентоспособности и прибыльного роста в условиях постоянной изменчивости и перебоев в работе. Фундаментальная проблема заключается в том, что те компании, которым удалось преодолеть начальный этап реализации, добились прогресса за счет своей эффективности, а не за счет развития стратегической маневренности, т.е. за счет своей способности быстро и безопасно использовать возможности и избегать угроз.

В прошлом компании редко пересматривали свои базовые стратегии, только когда они были вынуждены это делать в связи с существенными изменениями в окружающей среде. Сегодня компания, которая не пересматривает свой курс хотя бы раз в несколько лет – помимо постоянной адаптации к меняющимся условиям – и затем вносит необходимые оперативные коррективы, сталкивается с опасной ситуацией. Это является следствием скорости, с которой происходят изменения. Но напряжение между тем, что требуется, чтобы идти в ногу со все более жесткой конкуренцией, с одной стороны, и продолжать хорошо работать в течение текущего года, с другой стороны – и любой бизнес-лидер может подтвердить это – может быть подавляющим. Почти все успешные организации имеют очень похожий жизненный цикл. Они начинаются с сетевой структуры. Основатели в центре. Остальные находятся в разных частях проекта, работающих над разными инициативами. Действие заключается в выявлении возможностей и принятии на себя рисков, руководствуясь при этом видением будущего, которое разделяет большинство. Мотивированные люди двигаются с ловкостью и энтузиазмом.

Со временем успешная компания проходит ряд этапов, пока не становится иерархически структурированной компанией, управляемой в соответствии с известными концепциями управления: планирование, постановка задач, назначение сотрудников на должности, оценка, решение проблем. Благодаря хорошо структурированной иерархии и умело управляемым проектным процессам, эта более зрелая организация может быть невероятно надежной и эффективной неделю за неделей, месяц за месяцем и год за годом.

Список литературы

  1. Третьяк, В. П. Форсайт / В.П. Третьяк, Н. Я. Калюжнова. – Иркутск, 2006. – 59 с.
  2. Ушакова, М.А. Организация форсайт-сессий как условие проведения профориентационной работы / М. А. Ушакова, Л. И. Гуляева. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО НТФ ИРО, 2016. – 39 с.
  3. Минцберг Г., Менеджмент. Природа и структура организаций / Г. Минцберг. – Москва: Эксмо, 2018. – 512 с.