УДК 72

Анализ архитектурно-художественных образов Японии в период с 1980 года до нашего времени в разрезе деятельности архитектора Кенго Кума

Солкина Анастасия Вадимовна – бакалавр Кубанского государственного университета.

Аннотация: Пришедший извне постмодернизм привнес в архитектуру Японии откровенно вызывающие элементы. Одним из ярких примеров этой эпохи стало произведение архитектора Кенго Кума. В последующих работах автор преследует совершенно другую философию. Понять причины явлений 1980-1990 годов, проследить дальнейшее развитие архитектуры в Японии и определить его отличительные черты можно на примере творческого пути архитектора Кенго Кума.

Ключевые слова: архитектура постмодернизма в Японии, японская архитектура 1980–1990-2020-х гг., архитектор Кенго Кума.

В Японии 80-е годы характеризуются прорывом в строительной области. И прорыв относится не столько к созданию новейших проектов, сколько к масштабности и резкому увеличению количества архитектурных объектов. Работа архитектора приобрела ярко выраженный статус коммерческого продукта. Фактически она стала «модным трендом». И задавали его преимущественно крупные корпорации. По итогу 80-90 года строительной индустрии Японии остались для потомков наследием в виде самых необычных стилистических решений. Но что стало первопричиной подобного явления? – период глобализации и переход власти от национального государства к многонациональным корпорациям.

В масштабах мировой экономики крупные японские изготовители заняли одни из важнейших позиций. Это влияние интерпретировалось и на потребительское общество. Прорыв в экономической сфере открыл массу возможностей для молодых архитекторов в области «коммерческой» архитектуры. Самые неожиданные эксперименты мы можем наблюдать в Японии в период 70-80-е годов [2].

Во второй половине 1980-х объем средств, вкладываемых в организацию разнообразных культурных мероприятий, выставок и выступлений, был баснословно велик. Но самые крупные суммы вкладывали бизнес-сообщества в создание своих представительств.

Во многих странах мира период с 1970 по 1990 характеризовали как «постмодернизм». По отношению же к Японии это название использовалось не так часто. Вместо него употребляли определения: «постметаболизм» и «плюрализм» [3].

Неоднозначная философия тех лет соединяла в себе сразу несколько стилевых направлений, поэтому возведенные гибридные решения до сих пор сложно отнести к какому-либо единому направлению. Одним из радикальных примеров является произведение японского архитектора Кенго Кума – здание М2. Проект был сделан по заказу компании Мазда к 1991 году. Крупный торговый зал для продажи автомобилей стал одним из самых заметных архитектурных объектов периода постмодернизма, господствовавшего в мире. Он в большей степени соответствовал мнению профессора Ф. Джеймсона, который считал, что одной из фундаментальных особенностей постмодернизма является граница между высокой культурой и так называемой массовой или коммерческой культурой.

Отличительной чертой постмодернизма стала ироничная эклектика, которая, даже в преувеличенной степени, вкупе с гротескным упрощением классических форм, нашла свое выражение в эксцентричном сооружении Кумы. Железобетонное здание представляет собой хаотичную смесь фрагментов, выполненных с использованием различных архитектурных стилей. Проектом с легкостью допущено соединение разномасштабных арок, карнизов, триглифов. Архитектор начал работать над этим проектом в 1987 г., на волне «экономического пузыря», существовавшего тогда в Японии.

Позднее Кума признавался на интервью: ««Честно говоря, иногда я чувствую себя немного неловко из-за некоторых моих проектов». Здание М2 – это скорее результат требований времени и пожеланий заказчика. В текущей философии Кенго Кума наблюдается отказ от «неживых» строительных материалов. Архитектор отстраняется от железобетонных конструкций, придавая большее значение выбору места для строительства и грамотной работы с ним. По его мнению: «Раньше люди понимали слабость природных материалов, что сформировало японскую традицию строительства жилья. Японцы очень вдумчиво выбирали местоположение дома… Но в XX веке люди позабыли об этой традиции из-за распространения бетона.».

Ф. Джеймсон определяет постмодернизм как конец идеологии, искусства, социального класса, кризиса ленинизма и социал-демократии. Он считает, что если модернизм – это ответ на полностью развитый монополистический капитализм, то постмодернизм – это возвращение к традициям, к ностальгии, тоске по родине и стремлению к последнему чувству утраты. Исчезновение чувства истории в современном движении заставило социальную систему постепенно утратить способность сохранять собственное прошлое. Именно эти чувства мы видим в работах Кенго Кума и, в частности, его текущей философии [6].

Но не стоит забывать, что начало работы Кенго Кумы пришлось на довольно противоречивое время. Если на протяжении учебы будущего зодчего архитектура еще пользовалась огромной популярностью, то после 1990-х начался ощутимый спад, крупных заказов уже не поступало. После реализации М2 фирма, созданная Кенго Кума в 1990 году, практически перестала получать заказы. Молодой человек остался совсем без работы, поэтому он отправился в сельскую местность, где получил несколько небольших заказов.

Это вынужденное переселение дало ему возможность изучить традиционные ремесла и методы строительства, которыми гордятся старые японские мастера. Он познакомился с местными ремесленниками и строителями, узнал о древних технологиях и традиционных материалах. С тех пор Кенго особенно любил работать с мастерами серийного производства, а не с крупными компаниями. В философии архитектора особое место заняла вера в человека и в личные навыки.

Кенго сумел воспользоваться трудной ситуацией, и именно тогда он разработал собственный почерк, который выражается не во внешнем виде здания, а в его атмосфере и ощущениях. Примерами тому являются виллы «Лотос», «Вода и стекло», «Великая бамбуковая стена», театр «Но в лесу» [5].

В 2020 году одним из самых обсуждаемых в мире сооружений стал новый Национальный стадион, построенный к Олимпийским играм в Токио, позднее перенесённым на 2021 год. Архитектурное бюро Kengo Kuma & Associates, Taisei Corporation и Azusa Sekkei вместе проектировали сооружение, которое воплотило дух экологически устойчивого развития. В проекте слились инновации XXI века с традиционным японским дизайном.

Таким образом, к 21 веку сформировались следующие отличительные черты в архитектуре и, в частности, в работах Кенго:

  1. Уход от тематики «гиперреальности», создания сооружений, выбивающихся из общего городского пространства, и постепенное возвращение к традиционным приемам. Разумеется, не в чистом виде, а с учетом запросов времени.
  2. Приоритет в использовании натуральных материалов и попытки создать пространство, органично вписывающееся и даже почти сливающееся с природой, окружающим миром.
  3. Тесная связь архитектуры с традиционной японской эстетикой: использование традиционных материалов и конструкций – дерево и т. д.

Список литературы

  1. Власов, В.Г. Эстетика пустоты в новейшей архитектуре и дизайне (философский аспект) // Архитектон: известия вузов. – 2015. – № 52. – С. 1.
  2. Дианова В.М. Западный/российский/ японский постмодернизм: сходство и различие // Соловьевские исследования. – 2017. №2 (54). – С. 160–173.
  3. Ратникова Е.В. Об истоках и особенностях постмодернистского плюрализма // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – №372. – С. 67–71.
  4. Сытник, В.М. Основные концепты категории пространства в японской архитектуре // Альманах «Пространство и Время» : электронное научное издание. – 2015. – Т. 8. – № 2. – С. 8.
  5. Bognar, B. Kengo Kuma Selected works : New York, Princeton Architectural Press, 2005. – 207 p.
  6. Konovalova Nina. Contemporary World’s Architecture // Архитектура: наследие, традиции и новации. – 2019. – 164–184 p.