УДК 72

Музейный комплекс Арктики и Антарктики в Кронштадте

Прядченко Ирина Сергеевна – магистрант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается проектное предложение устройства музейного комплекса Арктики и Антарктики в Кронштадте. Предлагается комплексная застройка территории, включающая три элемента: главное здание музея, координационный совет по развитию Арктики и Антарктики и гостиничный комплекс. Целью является создание проектного предложения современного общественного центра с прилегающей инфраструктурой.

Ключевые слова: музейный комплекс, арктический регион, Кронштадт.

Кронштадт со дня возникновения является важной точкой притяжения. Изначально, в качестве острова-крепости, который защищал Санкт-Петербург и северные рубежи на протяжении трех столетий. В нем располагался крупнейший порт и центр судостроения и ремонта. Его строительство и организация внутренних и водных объектов было масштабным и впечатляющим, в настоящее время многие из них относятся к объектам культурного значения и памятникам архитектуры.

К сожалению, долгое время город был недоступен для свободного посещения, в нем размещались военные базы, заводы и училища. Впоследствии, город открыли, многие учреждения закрыли или перенесли в другие города и Кронштадт остался на десятилетия в полумертвом состоянии. Это и привело к упадку и множеству заброшенных и закрытых территорий, отсутствию мест работы. Население стремится к переезду в Санкт-Петербург, так как там больше возможностей, как для развития, так и для проведения досуга.

Развитие прибрежных и промышленных территорий – главный потенциал для роста города, так как они вмещают в себя наибольшее количество ресурсов. Привлечение людей и инвестиций происходит, в основном, благодаря строительству уникальных архитектурных сооружений, формирующих общественные пространства, которые, со временем, становятся центрами развития города. Создание музейного комплекса Арктики и Антарктики позволить увеличить туристический потенциал острова, увеличит количество мест прогулок и отдыха, добавит рабочие места.

Изучение градостроительной ситуации города, транспортных и пешеходных сетей, существующих общественных пространств и точек притяжения, опыта проектирования музейных комплексов определило объемные и планировочные характеристики комплекса. Для размещения объектов проектирования был выбран участок Купеческой гавани, окруженный каналом Амазонка. Территория является закрытой, к ней отсутствуют подъезды и пешеходные дорожки, она используется для размещения складов и небольших технических зданий.

Основной принцип функционального зонирования участка- создание комфортной, активной среды с набережными, спусками к воде, бульварами и скверами, с плавным распределением функций, взаимодействующей с окружающей застройкой, функционирующей и днем, и вечером. Организация подземных паркингов с устройством помещений для хозяйственных нужд, позволила выделить максимально возможное пространство для прогулочных зон.

Для удобства прогулочных маршрутов к комплексу сформировано три основные пешеходные связи. Из исторического центра, из развивающейся части Кронштадта (парк Остров Фортов, и.т.п.), и по набережной. Территория проектирования отделена каналом, вход на территорию обеспечивается благодаря мостикам. На ней расположены- гостиничный комплекс с видовым рестораном, здания координационного совета по развитию Арктики и Антарктики и музей. Основными общественными пространствами являются набережная и площадь, границы которых формируются проектируемым зданием музея, на них организованы площадки с выставочными пространствами, доступные всем посетителям комплекса, пешеходные бульвары и зоны отдыха (рис.1).

1

Рисунок 1. Генеральный план.

Современный музейный комплекс должен представлять собой пространство комфортное и интересное, как в интерьере, так и в экстерьере. Немаловажным, является и архитектурная выразительность, внедрение в сложившийся ландшафт и окружающую застройку. Вместо обычного вертикального фасада возникла разно уровневая структура, благодаря чему облик стал выразительнее, а панорама исторически сложившегося вида с воды стала более динамичной. Для отображения образа музея Арктики и Антарктики отделка фасадов выполнена белыми металлическими панелями, контрастно разрезаемыми оконными заполнениями и зелеными насаждениями по всей площади объекта (рис.2).

­2 12 22 3

Рисунок 2. Планы комплекса.

Внутреннее пространство музея можно разделить на следующие функциональные блоки: залы временных и постоянных выставок, универсальный кино-лекционный зал, кафетерий, фондохранилища и мастерские, административные помещения.

Входная группа музея- основной распределительный центр посетителей, важно, чтобы она была эффектной и интуитивно понятной. Она состоит из зоны отдыха, касс, магазина сувениров и кафетерия. Из вестибюля открывается вид на часть экспозиции и парящий арктический самолет.

Основная задача планировочного решения – легкость восприятия. Здание музея состоит из трех разных по этажности блоков, соединённых общей общественной зоной на первом этаже. Два крупных объема: Арктические и Антарктический, соединяются галереей с видом на гавань и набережную. Атриумы, расположенные в каждом блоке, позволяют размещать крупногабаритные предметы и обеспечивают интерьеру свет и легкость. Постоянная экспозиция, с размещением основных экспонатов, занимает все пространство первого этажа и частично второго, временные выставки располагаются на галереях второго этажа. Для обеспечения доступа к экспозициям второго этажа в центре связующего блока расположен лифт и лестница, таким образом, у посетителей есть возможность ознакомиться только с временными экспозициями, выбрать маршрут экспозиции, как самостоятельно, так и следуя указаниям. Этому способствует пластичность экспозиционных залов. Помимо этого, предусмотрено изменение размеров и формы части залов, в зависимости от экспозиций.

При проектировании комплекса учитывалась возможность его последующего расширения и реорганизации как внутри, так и снаружи. Впоследствии, возможно строительство дополнительных помещений, организация выставочных пространств под открытым небом.

Фондохранилища и помещения подготовки экспозиций располагаются на первом и втором этажах и имеют непосредственную связь с зоной загрузки- разгрузки. Благодаря этому, обеспечивается удобная транспортировка и замена экспонатов внутри музея (рис.3).

3 13 2

Рисунок 3. Перспективы и интерьер.

Комплекс спроектирован в ответ на существующую проблему реализации заброшенных и закрытых территорий Кронштадта. Проект нацелен на создание новых благоустроенных общественных пространств, на которых располагаются сезонные выставки, видовые площадки, набережная и парковая зона.

Список литературы

  1. Аданович В.В. Архитектурное проектирование зданий и сооружений: Учеб. Для вузов / В.В. 
    Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин, и др. — М.: Стройиздат, 1975. — 103 с.
  2. Ефимов А. В., Минервин Г. Б., Шимко В. Т. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2006. 504 с.
  3. Петровская Е. И. Градостроительный регламент, средовые коды и критерии качества городского пространства. URL: https://marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/PDF/21_AMIT_39_PETROVSKAYA__PDF.pdf.
  4. Федотова Н. Ю. Современные тенденции музейной модернизации: анализ новых архитектурных проектов // Артикульт. 2014. 16(4). С. 49–53
  5. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: