Оптимизация энергетической эффективности в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта

Волкова Ольга Юрьевна – кандидат экономических наук, доцент Сибирского государственного университета путей сообщения.

Кутлин Владислав Владимирович – студент магистратуры Сибирского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: В данной статье сформирована рекомендация по повышению энергетической эффективности стационарной теплоэнергетики на железнодорожном транспорте, за счет модернизация территориально удалённых малодеятельных котельных, находящихся полностью на ручном управлении.

Ключевые слова: Теплоснабжение, энергоэффективность, энергосбережение, оптимизация затрат, оптимизация бизнес-процессов, модернизация, топливосбережение, энергосбережение.

Всемирное топливосбережение и энергосбережение при одновременном увеличении эффективности потребления данных ресурсов является не только одной из основных особенностей политики в области энергетики железнодорожного транспорта и его предприятий, но и одним из наиболее важных приоритетов энергетической стратегии страны и отрасли в целом.

Увеличение энергетической эффективности железнодорожного транспорта необходимо для повышения конкурентоспособности относительно других видов транспорта и получения социально-экономического эффекта в результате сдерживания роста тарифов на пассажиро- и грузоперевозки [1].

Наибольший потенциал в увеличении энергоэффективности заложен в экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Поэтому в настоящее время энергосбережение представляет основной механизм по снижению эксплуатационных затрат компании, снижения себестоимости перевозок и обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в целом [1].

Предпосылкой повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» является (в числе прочих) требование закона об энергосбережении [2], который относится и к предприятиям, которые имеют государственную долю в своем акционерном капитале, к числу которых и принадлежит ОАО «РЖД» [3].

Энергосберегающие мероприятия позволяют получить серьезную экономию эксплуатационных расходов, которая должна быть количественно оценена основными критериями эффективности:

  1. Технический эффект - выраженный в натуральной или условной форме результат внедрения энергосберегающих мероприятий. Под натуральной формой понимается снижение расхода энергоресурсов в тоннах натурального топлива, кВт·ч, м3, Гкал.
  2. Экономический эффект - выраженное в денежной форме годовое снижение эксплуатационных расходов предприятия в результате внедрения энергосберегающих мероприятий. При расчете экономического эффекта учитывается изменение затрат на приобретение топливноэнергетических ресурсов (ТЭР), на обслуживание и ремонт нового оборудования, налоговые отчисления.
  3. Капитальные затраты - сумма единовременных или распределенных во времени денежных расходов, направленных на внедрение энергосберегающих мероприятий (проектирование, закупка оборудования, монтаж, пусконаладка).

Предлагается к рассмотрению полная модернизация территориально удалённых малодеятельных котельных, находящихся полностью на ручном управлении. Данные объекты требуют постоянного присутствия персонала, влекут за собой высокие издержки на автотранспорт и создают риски повышенного расхода ТЭР. Оборудование таких котельных является морально устаревшим и требует больших затрат на капитальный, текущий и аварийно-восстановительный ремонты.

Модернизация предусматривает установку блочно-модульных угольных котельных типа «терморобот».

Блочно-модульные котельные выделяются низкой себестоимостью и высокой экономичностью в эксплуатации, оснащены полным набором нагревательного оборудования.

Блочно-модульные котельные типа «терморобот» в виде от 1 до 6 транспортабельных блоков доставляются автотранспортом, и по месту собираются в единую котельную. Монтаж, подключение и пусконаладочные работы в совокупности занимают в среднем 4,9 месяца в зависимости от количества модулей. При необходимости котельную можно демонтировать и перевезти на другое место без потери ее эксплуатационных показателей.

Все вредные факторы (шум, вибрация, зола и газы, угольная пыль) вынесены из отапливаемого здания. Постоянное присутствие персонала для обслуживания котельной нег требуется: современная автоматика и система диспетчеризации позволяют управлять котельной дистанционно.

Механизмы котельной размещены внутри закрытого утепленного модуля, приняты эффективные меры для исключения зависания и смерзания угля в бункере, поэтому блочно-модульные котельные типа «терморобот» можно использовать в любом климатическом поясе.

Главными преимуществами внедрения блочно-модульных котельных являются:

  • высокая степень автоматизации, позволяющая вести эксплуатацию котельных без постоянного присутствия обслуживающего персонала с возможностью контроля в центральной диспетчерской;
  • применение высококачественного оборудования, требующего малых эксплуатационных затрат на ремонты и содержание;
  • применение высококачественного оборудования и схем, позволяющих внутреннему контуру длительное время работать без потерь теплоносителя;
  • снижение выброса вредных веществ в атмосферу;
  • высокий стандарт безопасности.

В целом котельная предназначена для выработки тепловой энергии используемой для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а также контроля и автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, вентиляции и горячего водоснабжения с целью оптимизации теплопотребления и создание комфортных климатических условий в отапливаемых помещениях.

Блочно-модульная котельная типа «терморобот» представляет собой полностью готовое транспортабельное заводское изделие – здание из металлокаркаса с ограждающими конструкциями в виде сэндвич-панелей, с предустановленным котельным оборудованием, внутренней и наружной отделкой.

Комплектация блочно-модульной котельной включает в себя модульное здание, котлы стальные жаротрубные, насосы подмешивающие, запорную предохранительную и регулирующую арматуру, узлы учета, КИПиА, дымовые трубы (6м и более), водоподготовительное оборудование, пожарную и охранную сигнализацию, электротехническое оборудование, приточную и вытяжную вентиляцию.

Также комплектацией предусмотрено дополнительное оборудование такое как блок горячего водоснабжения, пластинчатые теплообменники, насосное оборудование, КИПиА, теплоизоляция, окраска, грунтовка, метизная продукция, фасонные части и блок удалённой диспетчеризации.

Для расчета экономического эффекта по внедрению блочно-модульной котельной типа «Терморобот» предлагается сравнить усредненные фактические эксплуатационные затраты за 2019 год по малодеятельным удалённым котельным, находящимся на балансе ОАО «РЖД», с планируемыми затратами будущих периодов (1 год) после установки котельной «Терморобот».

В среднем за 2019 год на малодеятельной котельной эксплуатационные расходы составляют 15,401 млн. р., из них затраты на оплату труда – 2,969 млн. р., отчисления на социальные нужды – 0,888 млн. р., материалы – 1,160 млн. р., топливо – 2,033 млн. р., электроэнергия - 1,911 млн. р., прочие материальные затраты – 0,974 млн. р., амортизация – 0,633 р., прочие затраты – 0,027 млн. р..

Планируемые затраты в год после модернизации котельной составят 11,646 млн. р., в том числе затраты на оплату труда – 0,876 млн. р., отчисления на социальные нужды – 0,265 млн. р., материалы – 0,66 млн. р., топливо – 1,25 млн. р., электроэнергия – 0,291 млн. р., прочие материальные затраты – 1,023 млн. р., амортизация – 2,143 млн. р., прочие затраты – 0,341 млн. р.

Экономия расходов в год без учета разовых затрат базового периода с учетом возможных штрафных санкций составит 3,826 млн. р. Средний срок окупаемости инвестиционного проекта составит 3,8 года. (2,8 года без учета амортизационных отчислений).

В целом модернизация приведет как к экономической целесообразности, так и к технологическому эффекту, обусловленному внедрением систем автоматизации работы объектов генерации и усилением контроля за расходом топливо-энергетических ресурсов. А также к социальному эффекту для предприятия, заключающемся в обеспечении бесперебойной жизнеобеспечивающей работы объектов теплоснабжения.

Список литературы

  1. Симак Р.С. Экономические предпосылки реализации стратегии повышения энергоэффективности и энергосбережения экономики России, детерминированные ее спецификой для решения задач социально-экономического развития страны [Текст] / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. №6-7, 2016.
  2. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергети-ческой эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст] / «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5711.
  3. Сакович, И. Л. Управление перевозочным процессом на основе сбалансированных показате-лей [Текст] / И. Л. Сакович, О. Е. Уфимова. Экономика железных дорог, 2010, №3, C. 62-71.

Интересная статья? Поделись ей с другими: