УДК 21474
Гадиляев Айнур Ильшатович – студент магистратуры Башкирского государственного аграрного университета.
Неговор Андрей Владимирович – доктор технических наук, профессор кафедры Автомобилей и машинно-тракторных комплексов Башкирского государственного аграрного университета.
Аннотация: Приведен краткий обзор расхода дизельного топлива при газодизельном режиме работы автомобиля КАМАЗ-45143. Раскрыта проблема регулировки запальной дозы дизельного топлива с целью увеличения процента замещения дизельного топлива газомоторным.
Ключевые слова: Дизель, природный газ, запальная доза дизельного топлива, расход дизельного топлива, расход газомоторного топлива.
В лаборатории «Газомоторных и альтернативных видов топлива» Башкирского государственного аграрного университета на автомобиль КАМАЗ-45143 с двигателем КАМАЗ-740.2 с механическим топливным насосом высокого давления (ТНВД) серии 337-20 было установлено газобаллонное оборудование от фирмы «AC SA» с блоком управления STAG DIESEL.
КамАЗ-45143 – трехосный самосвал-тягач с «крупно кубовой» грузовой платформой, который ориентирован на перевозку сельскохозяйственных грузов по дорогам любых категорий и в полевых условиях. Автомобиль оснащен металлической грузовой платформой прямоугольной формы с откидными бортами, гидравлическим опрокидывающим механизмом и двухсторонней разгрузкой.
Для проверки эффективности газодизельного режима работы были проведены испытания модернизированного автомобиля на мерном участке по асфальтированному полотну с небольшими подъемами и спусками. Топливная карта подачи газа была скорректирована исходя из заданных режимов работы двигателя рисунок 2.7. Испытания проводились под нагрузкой и без. Температура окружающей среды составлял 0°С, влажность 70%, условия не менялись. Протяженность мерного участка составлял 22 км с остановками на концах, средняя скорость движения составило 60-70 км/ч. Замеры производили с помощью мерного сосуда и показателя датчика давления газа.
При нагрузке 0 тонн и в дизельном режиме работы двигателя, расход составляет 7 литров дизельного топлива. После перехода в газодизельный режим работы при тех же условиях движения, расход дизельного топлива составляет 4,5 литра, природный газ 2,5 м3. Произведена загрузка кузова автомобиля, масса груза составило 4,8 тон. Результаты испытания показаны в таблице 1.
Талица 1. Показания испытаний.
№ |
Загруж. ТС, тонн |
Расст. марш км |
Скорость движения км/ч |
Перед. КПП |
Режим работы |
Расход ДТ, л |
Расход газа, м3 |
% замещения. |
1 |
0 |
22 |
60-70 |
5 |
Дизель |
7 |
0 |
0 |
2 |
0 |
22 |
60-70 |
5 |
Газо-дизель |
4.3 |
2.8 |
39 |
3 |
4,8 |
22 |
60-70 |
5 |
Дизель |
9.2 |
0 |
0 |
4 |
4,8 |
22 |
60-70 |
5 |
Газо-дизель |
6.3 |
2.9 |
32 |
При дизельном режиме работы двигателя расход дизельного топлива составляет 9,3 литра, в газодизельном режиме работы двигателя расход дизельного топлива составляет 6,5 литров, расход природного газа порядка 2,9 м3.
В результате испытания выявили, что у порожнего автомобиля на скорости 60-70 км/ч доля замещения дизельного топлива составила 40%. После загрузки в 4,8 тонн при тех же условиях движения эффективность замещения составила 32%. А также, было замечено что, двигатель при газодизельном режиме работает стабильнее по сравнению с дизельным режимом работы, тяга двигателя улучшилась, дымность снизилась. Снижение эффективности замещения топлива обосновывается отсутствием устройства для формирования запальной дозы.
Список литературы