Фефилов Александр Сергеевич – студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета.
Аннотация: В статье изложены факторы, определяющие влияние стиля вождения в области технического обслуживания и ремонта автомобилей. Проведен анализ факторов, влияющих на стиль вождения, а также подобранно оборудование для предварительного тестирования водителя.
Ключевые слова: РВМ – рабочее место водителя, стиль, безопасность.
Стиль вождения конкретного водителя можно описать через набор характеристик. Наиболее значимыми и определяющими уровень безопасности водителя являются рискованность - безопасность, планирование - импульсивность, уверенность при парковке, культура дорожного поведения, отношение к средствам обеспечения безопасности.
Внешние: особенности дороги, дорожные условия, дорожное окружение (насыщенность дорожными знаками, информационными табло), условия среды (освещенность, состояние покрытия).
Внутренние: обстановка на рабочем месте водителя, шум, вибрации, освещенность.
Особенности оператора: возраст, стаж, общее самочувствие, состояние здоровья.
Теоретическая оценка надёжности водителя ТС (в основном косвенная) может осуществляться по результатам:
Эти данные позволяют в первом приближении отследить влияние условий на РМВ на состояние водителя и связать его с вероятностью возникновения отказа (развития заболевания, совершения ДТП).
В первом случае необходимо сформировать базы статистической информации, содержащие основные ошибки и результаты оценки поведения водителей в различных дорожных условиях. При этом сам «человеческий фактор» необходимо в достаточной степени формализовать, представив водителя как биоробота.
На основании оценки соответствия РМВ санитарно-гигиеническим требованиям при проведении их аттестации, можно лишь с очень большим приближением судить о надёжности водителя, так как не учитывается влияние внешних факторов (дорожные и погодные условия), а также особенности восприятия водителем этих факторов.
Для выявления психофизиологических особенностей, присущих каждому конкретному водителю, позволяющих спрогнозировать его поведение в конфликтной ситуации, проводилось тестирование профессиональных качеств испытуемых, а именно:
Для определения психофизиологических показателей водителя при работе на автобусном маршруте использовался прибор для измерения электродермального сопротивления, и пульсометр. Съём и запись психофизиологических показателей водителя осуществлялись на протяжении всего рабочего времени. Оборудование не мешало работе водителя и не создавало дополнительных неудобств. Полученные с датчиков показания обрабатывались и отображались на компьютере после испытания.
Список литературы