Калугина Валерия Павловна – студент магистратуры Санкт-Петербургского горного университета.
Аннотация: На текущий момент важность перехода некоторых отраслей промышленности, транспортно-логистической системы, а также энергетического комплекса на сжиженный природный газ (СПГ) обусловлена не только растущим дефицитом разведанных запасов нефти или трудноизвлекаемыми запасами, но и значительными экологическими и экономическими преимуществами газа перед другими энергоносителями. Помимо этого, с помощью СПГ появляется возможность диверсификации основных рынков сбыта газа, в которые, помимо крупных, возможно и включение локальных региональных рынков.
Ключевые слова: Сжиженный природный газ, газомоторное топливо, СПГ, автономная газификация.
Несмотря на то, что Россия является крупнейшим экспортером природного газа, существует технологическое отставание страны в сфере сжижения природного газа. На сегодняшний день ситуация осложняется в условиях международных технологических санкций: принятый в США Закон от 2 августа 2017 г. о дополнительных санкциях в отношении России может повлиять на проект строительства «Балтийского СПГ» и строительство технологической линии завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2».
Препятствием для широкого внедрения инфраструктуры производства и потребления СПГ в России на данном этапе также является недостаточность нормативно-технической документации на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов СПГ и недостаточное развитие технологий для производства оборудования большой мощности. Вследствие этого, а также нестабильной ситуации на рынке углеводородов, существуют риски неполной реализации всех заявленных проектов по строительству крупно- и малотоннажных СПГ-заводов в РФ.
На сегодняшний день почти большая часть добываемого на месторождениях газа проходит подготовку на установках комплексной подготовки, которая включает в себя сорбционную осушку, низкотемпературную ректификацию, сепарацию или абсорбцию. Данные процессы обеспечивают достижение необходимых требований к качеству газа, подаваемого в магистральные газопроводы в соответствии с отраслевыми стандартами и ГОСТ. Однако, при добыче газа на малых и средних месторождениях экономически не выгодно производить подготовку небольших объемов добываемого газа для подачи в магистральный трубопровод. Гораздо эффективнее использование технологии сжижения добытого газа на месторождении и вовлечение его в хозяйственно-бытовую инфраструктуру.
Основными направлениями вовлечения СПГ в структуру хозяйственной деятельности является:
Переход основных месторождений регионов Западной Сибири к стадии падающей добычи и рост себестоимости добычи газа позволяет доработать стратегию добывающих компаний с учетом использования низконапорного газа. Продление жизненного цикла месторождений за счет использования газа низкого давления может возыметь важный социальный аспект. Это должно в долгосрочной перспективе обеспечить уровень занятости населения. Кроме того, необходимо помнить, что большие объемы газа, помимо вовлечения в качестве энергоресурса возможно использовать в качестве сырья газохимии. Немаловажным фактом является также привлечение структур бизнеса, которые помогут обеспечить достаточно высокую рентабельность процессов использования газа.
На основании всего вышеперечисленного наиболее перспективными решениями может являться:
Потенциальные объемы СПГ на нужды автономной газификации определяются при оценке реализации локальных инвестиционных проектов СПГ в рамках разработки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации.
Использование СПГ в качестве автономного источника газоснабжения потребителей предусматривается в следующих случаях:
Главной особенностью всех крупных СПГ-проектов является ориентация на внешние рынки. Однако формированию российского рынка способствует мини-заводы с мощностью от 75 до 150 тонн в день. Малотоннажный СПГ начинает использоваться в качестве моторного топлива на горнодобывающих производствах, в различных районах страны запланированы или уже используются проекты автономной газификации, для генерации тепловой и электроэнергии. Развитие перевозок СПГ с помощью железных дорог поможет расширить географию продаж внутри страны и даже вывести российский СПГ на недоступные рынки. На действующих площадках по производству СПГ готовятся к строительству и введению в эксплуатацию вторые очереди, увеличивающие объем производства. Данная тенденция демонстрирует рост зрелости локальных рынков в отношении СПГ и создает благоприятные условия для привлечения дополнительных инвестиций.
На сегодняшний день наблюдается тенденция взаимосвязи развитой газотранспортной системы региона и его социально-экономического благосостояния. Газификация регионов позволяет улучшить условия труда и быта населения, экологическую обстановку в регионе, а также послужить импульсом развития малой промышленности и предприятий сельскохозяйственного сектора [1]. Большая часть территории России в силу географо-климатических условий не имеет возможности к реализации газотранспортной системы, прокладывать газопроводы в отдаленные и северные регионы нецелесообразно. В качестве альтернативы была разработана система автономной газификации объектов промышленности и социального сектора посредством сжиженного природного газа, который производится на установках малой производительности, в том числе и на объектах добычи газа. Основным преимуществом производства СПГ на малотоннажных установках является возможность обеспечения удаленных объектов энергоресурсами на локальном уровне. СПГ также возможно преобразовывать в электроэнергию посредством дизель-генераторов или малых ТЭЦ [2].
За последний год в России появилась новая модель развития малотоннажного СПГ: участие крупных государственных корпораций. ГК «Ростехнологии» и АО «Атомэнергомаш» входят на рынок малотоннажного СПГ и располагают инициативой осуществлять прямые инвестиции в проекты производства и потребления.
Важными событиями 2019 года стали запуск новых проектов производства и отработка технологий транспортировки СПГ на дальние расстояния:
Совокупный объем производства на малотоннажных установках прогнозируется на уровне 4,5 млн тонн к 2030 году, что будет составлять 3% от общего объема производства СПГ в России [3].
Формирование цены на СПГ для потребителей на территории РФ регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.01.2012 №37 «О внесении изменений в основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
На основании этого можно сделать вывод, что необходимы исследования уровня развития некоторых регионов Российской Федерации с целью выявления потенциальных возможностей энергообеспечения и замены загрязняющих окружающую природу энергоносителей на новые, более перспективные источники энергии. Данная тенденция в дальнейшем может привести к более полной реализации энергетической стратегии России и увеличению уровня газификации регионов, а также к созданию собственного направления в данной индустрии. Появится возможность разработки и усовершенствования собственных технологий, выпуска типового оборудования, транспортных средств, а также проработка логистики и методов доставки СПГ до конечного потребителя.
Список литературы