Павленко Александр Владимирович – доцент кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Мичуринского государственного аграрного университета.
Черемисин Данила Владимирович – студент Мичуринского государственного аграрного университета.
Аннотация: Настоящая работа выполнена на стыке аксиологии, философии искусства и театральной педагогики. Содержание категории «патриотизм» анализируется в экзистенциальном, феноменологическом, герменевтическом, семантическом и социокультурном аспектах. Выявляется специфика его функционирования в системе массового сознания, возможности его использования в практике публичных коммуникаций современного общества. Производится анализ опыта сценического прочтения патриотической литературы студенческим народным театром «Феникс» Мичуринского ГАУ.
Ключевые слова: Патриотизм, общественное сознание, социальная реальность, объективация патриотизма, социальное конструирование, публичное общение, презентативность, ритуализм, драматургический принцип, современные театральные технологии.
В социально-гуманитарной науке природа феномена патриотизма разносторонне рассмотрена М. Вебером, К. Манхеймом, Э. Фроммом, Н.Я. Данилевским, И.А. Ильиным, H.A. Бердяевым, П.А. Сорокиным, К. Ясперсом и др. В XXI веке эту тематику профессионально анализировал ряд отечественных исследователей (А.И. Туманов, 2006 [1]; Д.А. Кольцова, 2011 [2]; М.Х. Халимбекова, 2012 [3]; А.В.Хохлова, 2017 [4]; М.А. Абрамова [5], О.В.Гефнер, 2019 [6] и др.), различая в его структуре следующие компоненты: а) идеологические постулаты актуальной политической философии; б) образцы и нормы общественного развития; в) смысловые структуры общественного сознания (конвенциональные идеи, нормы, образы и идеалы экономики, политики, массовой транснациональной культуры и локальных национальных культур, субкультур и т.д.
Полагаем, что тема настоящего исследования является не только крайне актуальной, но и противоречивой. С одной стороны, патриотизм представляется феноменом общественного сознания, прочной идеологической основой для функционирования государства и гражданского общества. Но с другой, - эта тема видится, отнюдь не универсальной попыткой деконструкции (с позиции, преимущественно, методологического монизма) целостного конструкта, имеющего как рациональною, так и иррациональную природу. Большую роль в усвоении парадигмы патриотического сознания играет вера, уверенность в аксиологических приоритетах собственного и общественного мировоззрения и здесь не всегда возможно применение схоластических методик. Здесь могут возникать множество вариантов ментальных конструкций анализируемого понятия, связанных с самосознанием (самоидентификацией) личности, степенью ее включенности в процессы и формы общественного сознания. Это обстоятельство может стать основанием для возникновения многочисленных вариаций пространственно-временных и аксиологических комбинаций в толковании содержания понятия «патриотизм». Например: а) частичное принятие культурно-исторических условий социальной реальности в настоящем/прошлом/будущем (в различных вариациях); б) соотнесение своего мировоззрения с мировоззрением иной эпохи; в) дистанцирование себя от существующей культурно-исторической реальности.
Большую роль в процессе патриотического чувства играют массовые искусства. В начале XX века, когда началось активное развитие технологий массовой культуры, системой государственного управления развитых стран признается и повсеместно внедряется опыт конструирования паттернов общественного сознания посредством искусства. Например: культурная политика ВКПб/КПСС и процессы формирования стереотипов патриотической культуры РСФСР/СССР первой половины XX в.; влияние Голливуда на общественно-политические процессы американской государственной системы. Ситуация не изменилась и спустя столетие. Сошлемся на достаточно компетентную в этом вопросе работу В.И. Щербакова [7]. Необходимость использования театральных технологий в агитационной политической работе советской России отстаивали в первые десятилетия XX века А.В.Луначарский и В.Э.Мейерхольд, что впоследствии позволило на постановочных технологиях сформировать отечественную систему культурно-просветительной работы/социально-культурной деятельности.
Однако технологически похожие процессы по использованию массового искусства для воспитания патриотизма у граждан в отечественной и зарубежной практике имеет существенные различия. Так, в западноевропейской социально-гуманитарной мысли ХХ веке формируется «конструкционная парадигма» (Ю.Хабермас[8], П.Бергер, Т.Лукман [9] и др.) отстаивающая тезис о конвенциональной природе содержания понятия «патриотизм». Ги Дебор (1967) в рамках этой парадигмы доказывает, что конструирование маркетинговых/политических массовых коммуникаций современного общества строится, преимущественно, по принципам театральной постановки[10]. Данный подход, по сути, продолжая аристотелевскую линию, исключает духовные основания из механизмов социального сознания. Это положение не соответствует отечественной теории и практики политической и социокультурной деятельности.
Понимание концептуальных различий в теоретико-методологических подходах отечественной и западноевропейской парадигм истолкования природы общественного сознания привело к появлению в 2020 г. поправки к статье 67 Конституции РФ: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»[11]. Все это позволяет говорить о стремлении политического руководства современной России к сохранению традиционного вектора и механизмов функционирования общественного сознания, базирующихся на многовековой философско-религиозной традиции, придерживающейся платоновской линии толкования механизмов общественной природы человека.
Практико-ориентированная работа по использованию театральных технологий современной России авторов настоящей статьи (организация и проведение фестиваля Тамбовской области, а затем Межрегионального фестиваля «Символы России»(2006-2008гг), ежегодное (2003-2020) проведение цикла патриотических мероприятий в ФГБООУ ВО Мичуринский ГАУ, выпуск драматических постановок на патриотическую тематику с актерами студенческого народного театра-лаборатории «Феникс» Мичуринского ГАУ: «Молодая гвардия» по одноименному роману А.А. Фадеева; политический памфлет «Лисистрата Super Star» по мотивам одноименной пьесы А. Гов (первая постановка в России); «Мой бедный Марат» по пьесе А.А. Арбузова и тд.), анализ патриотического репертуара театров Тамбовской области, ЦФО РФ позволяет говорить о доминирующем принципе платоновской линии в постановочных концепциях современных отечественных режиссеров.
Изложенное выше позволяет говорить о сохранении в современной отечественной социальной философии и сценической практике духовного начала в опыте толкования содержания понятия «патриотизм». Это, на наш взгляд, позволит добиться большей глубины в толковании содержания идеологических паттернов общественного сознания и, в конечном итоге, повлиять на повышение уровня социальной стабильности российского общества.
Список литературы