УДК 159.9

«Комплекс Ионы» и самоактуализация личности наркозависимых

Попов Максим Викторович – магистр Института социально-гуманитарных технологий Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

Аннотация: В статье рассмотрены положения теории А. Маслоу, показать особенности личности наркозависимых, препятствующих процессу самоактуализации. Представлен анализ проблем самоактуализации личности наркозависимых, основные психологические защиты, наркозависимых которые оказываются для него разрушительными. Описан «комплекс Ионы», при котором важным компонентом является нечто подобное «комплексу неполноценности».

Ключевые слова: Самоакутализация, самореализация, внутренний конфликт, тревога роста, саморазрушающие психологические защиты, аддикции, комплекс Ионы, комплекс неполноценности.

Гармоничный человек, стремящийся к творчеству и через него к самоактуализации, не желает быть под усиленным контролем, он предпочитает чувствовать себя свободным и спонтанным.

Стремление к постижению истинных ценностей бытия, а также к их реализации в практической деятельности признавалось А. Маслоу ведущим мотивом человеческого существования. Важнейшим социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности – специфической способности, которая позволяет ориентироваться и эффективно решать задачи и проблемы, возникающие в ходе повседневной жизни, производственной и общественной деятельности.

Самореализация – это не столько характеристика, сколько бесконечно продолжающийся динамичный процесс, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение [9, c. 31-32]. При самоактуализации человек способен чувствовать внутренние сигналы [10, c. 432].

А Маслоу возводит самореализацию в ранг метапотребностей, то есть духовных потребностей как ценностей высшего порядка. Тем самым подчеркивается, что человек отличается от всех прочих живых существ способностью к ценностной самоактуализации и потребностью в ней.

К ключевым характеристикам самоактуализации А. Маслоу добавляет потребность в сознательном «конструировании» своей личности в ходе свободного выбора посредством принятия решений, способствующих личностному росту.

Вместе с тем А. Маслоу уточнял, что самоактуализированные люди также могут быть подвержены деконструктивным привычкам, раздражительности, тщеславию, чувству вины и т. п.

Самосознание может стать помехой для развития человека и источником внутренних конфликтов. Оно может продуцировать страхи, что препятствует проявлению свободной творческой мысли, спонтанности, креативности [11, c. 304].

А. Маслоу наделяет потребность в самоактуализации значением движущей силы личности, что соотносится с исследованиями последних лет в сфере психологии и профессиональной деятельности. С учетом вышеизложенного исследование проблемы самоактуализации личности в психологии А. Маслоу является актуальным.

В данной статье будет предпринята попытка, провести анализ проблем самоактуализации личности наркозависимых.

Самоактуализация, спонтанность определяются ученым, как «легкая», без усилий мотивация. Самоактуализация – есть результат гармонического развития личности [6, c. 752].

Итак, с точки зрения А.Маслоу, поведение здорового человека, в отличие от больного, (в нашем случае, будем рассматривать наркозависимых), менее подвержено страхам, тревогам, вине, чувству стыда, зависти, они в большей степени проявляют трансцендентные качества [5, c. 352].

Необходимо отметить, и такое утверждение ученого, что человек существует на разных уровнях мотивационной фрустрации. По мнению А. Маслоу, этому препятствуют массовые нарушения личностного развития, которые он назвал «общими метапатологиями» и «специфическими метапатологиями». Это такие негативные варианты личностного развития, которые являются результатом утраты ценностей бытия, рисунок 1.

1

Рисунок 1. Массовые нарушения личностного развития.

В целом, метапатологии, можно охарактеризовать, как мучительную для человека невозможность движения вообще при настоятельной потребности выйти из тягостного состояния. Будучи длительным, такое состояние разрушает личность и ее связи с миром [12, c. 111-112].

Таким образом, метапатологии можно определить, как порождение нездорового «массового» общества, которые проявляют себя как нарушение личностного развития. Такие варианты деструктивного развития ученый рассматривает с точки зрения экзистенциальной дилеммы.

Базовые потребности личности невероятно упрямы и ведут себя подобно инстинктам, фрустрация ведет к глубокой психопатологии. Неопределенность в удовлетворении потребностей приводит к невротическому конфликту, а степень удовлетворения базовых потребностей указывает на здоровье человека.

Патология, по А. Маслоу, рассматривается как потеря «животного естества» [7, c. 221].

А. Маслоу, считает, что здоровые люди, в отличие от наркозависимых, живут согласно своим внутренним законам, а не только подчиняются давлению извне. Они обладают внутренней свободой, они могут рассматриваться как автономные личности, в определенной степени независимые от культуры.

К. Роджерс считает, что психологически здоровый человек – это тот, кто находится в гармонии со своими переживаниями; он может выразить открыто свои подлинные чувства и без искажений.

К. Роджерс говорит, что чем лучше понимание себя, тем люди менее склонны к самозащите, более открыты к своим чувствам [3, c. 527].

Выявление скрытого чувства, ­ прочувствование его еще не решает проблему, но это уже шаг к контакту с самим собой, а значит и к разрешению внутриличностного конфликта, полагает Г.Ванершот. Прояснение же скрытых сторон переживания субъективно является весьма душевно болезненным процессом [1, c. 52-77].

Наркозависимый, не может сделать выбор и страдает постоянно: с одной стороны, из-за неосознаваемости своих влечений, а с другой стороны, из-за того, что каждая тенденция, которая его разрывает, ему на самом деле не ценна, а к своей подлинности он еще не дошел.

Они делают невротическую личность беспомощной в отчаянных попытках что-то изменить в своей жизни, и способствуют внутреннему разрушению личности.

М. Лейджесен считает, что, когда внутриличностный конфликт не разрешен, некоторые объекты жизненного опыта могут вызывать страх и ужас и поэтому необходимо восстановить контакт человека с реальностью прошлых событий [4, c. 139-159].

Линость наркозависимого страдает вследствие переживания внутренней дисгармонии дискомфорта и фрагментации или из-за неспособности думать хорошо о себе а, следовательно, и о других. Еще больше мучений, такому человеку, доставляют саморазрушающие психологические защиты, с помощью которых он пытается скрыть свою уязвимость, рассмотрим их.

  1. Проекция позволяет перемещать вытесненные недостатки на других людей «все плохое от них, я хороший». В результате проективной идентификации больной может приписать собственную враждебность и затем со страхом ожидать какого-то вреда. Чтобы сохранить контроль над внутренним и внешним миром, расщепленное сознание прибегает к отрицанию, игнорируя наличие аддикции и ее опасность.
  2. Рационализация. Избежать чувства унизительной зависимости помогает псевдонезависимость, которая помогает наркозависимым сохранять «лицо «употребляю наркотики, потому что тонко чувствую несправедливость».
  3. Вытеснение способствует игнорированию, вплоть до нелепого отрицания, фактов, которые противоречат наркотическим установкам. К этой защите склонны неустойчивые и инфантильные личности, на более сильную личность длительное вытеснение реальности может разрушить.
  4. Изоляция защищает не только от неприятных переживаний, но и от позитивного эмоционального компонента жизненных ценностей, конкурирующих с наркоманией.
  5. Гиперкоспенсация. У наркозависимых личностей вследствие плохой переносимости ими трудностей повседневной жизни, постоянных упреков окружающих и самоупреков формируется комплекс неполноценности.

Защитой от чувства неполноценности у наркозависимых часто служит гиперкомпенсация в виде завышенной самооценки с демонстрацией своего превосходства над окружающими. Наркозависимый противопоставляет толпе обывателей свою романтическую жизнь, свободную от обязательств, а значит, и от обвинений.

На рисунке 2, представлены основные психологические защиты поврежденного и уязвимого эго наркозависимого.

2

Рисунок 2. Основные психологические защиты.

А. Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты еще две – десакрализацию и комплекс Ионы.

Подробнее, остановимся на психологический защите, как «комплекс Ионы».

А.Маслоу писал в своих работах, что люди с «комплексом Ионы» самостоятельно обрекают себя на непрекращающийся самообман: «Желая избежать определенных рисков, связанных с преодолением настоящих трудностей, с самосовершенствованием и с внутренним прогрессом, эти несчастные фактически уже изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача».

Желание уменьшить тревогу и внутриличностный эмоциональный дискомфорт толкает наркозависимого на избегание на многообразных изысканий.

Обычно тревога сопровождается пессимистическими опасениями, обращенными в будущее, предчувствием и боязливым ожиданием надвигающейся беды. При этом тревога отличается от тоски, под которой авторы понимают эмоциональные состояния с преобладанием подавленности, грусти и угнетением всех психических процессов. В отличие от тоски тревога представляет собой активирующий аффект.

Также тревожность у наркозависимого, зачастую сильно связана с комплексом неполноценности. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний [8, c. 234-237].

Вот тут мы подходим вплотную к тревоге роста, проявляющейся в описанном А.Маслоу «комплексе Ионы».

Важным компонентом развития «комплекса Ионы «является нечто подобное «комплексу неполноценности». А.Маслоу так описывает причины этого «комплекса неполноценности: «мы, бесспорно, любим и восхищаемся всеми, в ком воплощается истина, добро, красота, справедливость и успех. И в то же время они вызывают у нас чувство неловкости, тревоги, смущения, возможно зависти или ревности, определенное ощущение собственной неполноценности и несовершенства».

Люди с пониженным чувством самоуважения не способны публично озвучить свое мнение, что может привести к значительным проблемам в формировании межличностных отношений. Это обстоятельство также является потенциальным фактором возникновения стресса внутриличностного характера.

Данная ситуация была обозначена А. Маслоу как «комплекс Ионы». Комплекс Ионы – это боязнь собственной значимости, отказ человека от своего предназначения, бегство от своих лучших талантов [2, c. 6]. Согласно подходу А. Маслоу, некоторые индивиды, опасаясь показаться слабыми в глазах самих себя и окружающих, отказываются от своих высших возможностей. Это обусловлено тем, что индивид сопоставляет себя с субъектами, обладающими более широким диапазоном социально-значимых качеств. При этом он испытывает неловкость и смущение.

В связи с этим люди могут отказываться от проявления своих потенциальных талантов и возможностей, боясь оказаться в невыгодном положении по сравнению с другими людьми. Также это обусловлено существованием достаточно жесткой конкуренции в социальной среде. Люди с комплексом Ионы избегают принимать участие в тех видах деятельности, которые связаны с прямыми социальными контактами, боясь стать объектом широкого внимания (например, при публичном выступлении), поэтому комплекс Ионы является важным стрессором в процессе адаптации.

Становление собой как проявление свободы требует от человека ответственности за каждый свой выбор. В конце концов, человек в своем свободном выборе отвечает за собственную судьбу.

Резюме

Самоактуализация – это понятие, обусловленное предположением, что у каждого человека существует врожденный потенциал, который должен раскрыться и перейти из потенциальной в активную форму.

Именно самоактуализированные личности, являются образцом психологически здоровых людей, а также тех, кто максимально проявляет истинную человеческую сущность, в отличие от них наркозавимый не может сделать выбор и страдает постоянно: с одной стороны, из-за неосознаваемости своих влечений, а с другой стороны, из-за того, что каждая тенденция, которая его разрывает, ему на самом деле не ценна, а к своей подлинности он еще не дошел.

Одним их факторов, препятствующих процессу самоактуализации, является негативное влияние прошлого опыта и зависимость от вредных привычек, и у наркозависимого, этот фактор, является преобладающим.

Не менее важным фактором, это давление культуры, референтной группы, которые подавляют проявление самостоятельности, что делает его беспомощным в отчаянных попытках что-то изменить в своей жизни, и способствуют внутреннему разрушению личности.

Наркозависимый страдает вследствие переживания внутренней дисгармонии дискомфорта и фрагментации или из-за неспособности думать хорошо о себе а, следовательно, и о других. Еще больше мучений, такому человеку, доставляют саморазрушающие психологические защиты, с помощью которых он пытается скрыть свою уязвимость.

К внутренней защите, мешающие человеку понять самого себя, А. Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку комплекс Ионы. Важным компонентом развития «комплекса Ионы «является нечто подобное «комплексу неполноценности».

Характеризуя «комплекс Ионы» А.Маслоу пишет: «Люди, которых мы называем «больными», это люди, которые не являются тем, кто они есть. Это люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть человеком».

Неспособность индивида к самореализации, что является последствием несовершенного общества, ведет к возникновению общих и специфических метапатологий, которые представляют собой деструктивные варианты развития. Вид такого деструктивного проявления А. Маслоу обозначил, как «комплекс Ионы», который выражается в отказе человека от проявлений своих лучших потенциальных талантов, опасаясь невыгодной для себя конкуренции, что обусловлено недостаточным уровнем социальной автоадаптации.

Список литературы

  1. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов [Текст] / Г.Ванершот // Карл Роджерс и его последователи на пороге XXI века / Под ред. Дэвида Брэзиера. М.: Когито-Центр, 2005. с. 52 - 77.
  2. Ивановская, О.В. Социально-философские проблемы гуманизации личности [Текст] / О.В. Ивановская // Вестник РУДН. – 2010. - № 1. – С. 6.
  3. Купер, К. Индивидуальные различия [Текст] / К.Купер. М.: Аспект Пресс, 2000. 527 с.
  4. Лейджесен, М. Создание рабочей дистанции по отношению к пугающим образам [Текст] / М.Лейджессен // Карл Роджерс и его последователи на п­ороге XXI века / Под ред. Дэвида Брэзиера. М.: Когито-Центр, 2005. с. 139 - 159.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А.Маслоу. Спб.: Питер, 2003. 352 с.
  6. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. 752 с.
  7. Фрейджер, Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология [Текст] / Р. Фрейджер, Дж.Фейдимен. Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. 221 с.
  8. Ченосова, Е. П. Психологический портрет аддикта [Текст] / Е.П. Ченосова // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 234-237. — URL https://moluch.ru/archive/283/63806/ (дата обращения: 08.02.2020).
  9. Базаева Ф. У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. - № 3.
  10. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А.Маслоу. Спб.: Евразия, 1999
  11. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А.Маслоу. М.: «Рефл-букл», К.: «Ваклер», 1997.
  12. Иванченко Г. В. Понятие метапатологии у А. Маслоу: контексты и перспективы // Журнал Высшей школы экономики. – 2008. - № 3.