УДК 159.923.2

Личность в пространстве буллинга: анализ проблемы

Фазилова Алие Эльдаровна – студент Крымского инженерно-педагогического университета.

Аннотация: В статье представлен теоретический аспект проблемы личности в пространстве буллинга. Описываются последствия буллинга, отражающиеся на участниках, состоящих в ролевой позиции буллинг-структуры.

Ключевые слова: Буллинг, пространство, ролевая позиция, личность, буллинг-структура.

Постановка проблемы

Буллинг представляет собой проявление жестокости, агрессии, в том числе и насилия, которое оставляет негативный отпечаток на личности жертвы, инициатора и наблюдателях. Так, все участники, состоящие в ролевых позициях буллинг-структуры, меняют свою личность, а в дальнейшем у них и вовсе закрепляется определенная модель поведения, с которой личность может следовать в течение всей жизни.

Сегодня личность подвергается новым формам буллинга и насилия, таким как, кибербуллинг, моббинг, хейзинг, виктимблейминг, которые приводят к серьезным психологическим травмам не только жертв, но и агрессоров. Последние, в свою очередь, могут закрепить подобный стиль поведения, если проявленная агрессия эффективна.

Буллинг, в сферу своей систематичности и регулярности, носит разрушающих характер, и травмирует психику человека. Существует множество причин роста подобной агрессии и насилия. Поэтому, необходимо, как можно больше освещать данную тему, потому что буллинг с каждым годом приобретает новые формы, в которых меняются стратегии поведения, как жертв, так и инициаторов.

Анализ литературы

В 1969 году школьный доктор Петер Пауль Хайнеманн опубликовал свою первую статью о феномене издевательств в школе в шведских газетах. В своих наблюдениях Петер Пауль отметил, что, как только к группе учащихся присоединяется новый человек, как возникает определенная фрустрация. Нарушается баланс группы, и вся группа ополчается против новичка [4].

Д.А.Лэйн в своих работах о причине буллинга, отводил большое внимание таким факторам, как семья, социальный статус и личные качества. В особенности автор отмечает, что личностные качества играет важную роль в дальнейшей модели поведения. Таким образом, нынешнее поведение личности позволит прогнозировать его будущий стиль поведения. Кроме того, Дэвид Лейн также назвал множественный стресс одним из основных факторов буллинга. Личность, которая вовлечена в ролевые позицию жертвы в буллинг-структуре, обычно имеет множество проблем, в который входит низкий социальный статус, а также низкие компенсаторные возможности семьи [3].

В 1993 году Д. Ольвеус в своей теории описывал модель, где можно было выявить, что одним из факторов буллинга является ситуация в семье. То есть, по мнению автора, сфере детско-родительских отношений нужно было уделять наибольшее внимание [7].

Цель статьи

Рассмотрение теоретического аспекта проблемы личности в пространстве буллинга.

Изложение основного материала

Буллинг имеет типичную конфликтную структуру, но имеет специфические характеристики (системность и регулярность действий). В буллинг-структуру входят фиксированные типы участников - инициатор, помощник, жертва, защитник «жертвы», наблюдатель. Данная буллинг-структура, предложенная Д. Лейном и является ключевым отличием буллинга от других видов конфликтного взаимодействия [5].

В буллинг-структуре эмоциональные отношения участников обычно напряжены, наблюдается негативный социально-психологический климат. Так, например, если мы будет брать во внимание школьников, то у них может наблюдаться обоснованный страх перед школой, так как жертва постоянно находится под давлением буллера.

Буллинг включает в себя намерение инициатора повысить свой статус в группе или коллективе. Систематические издевательства позволяют буллеру поддерживать высокий статус в группе в течение длительного времени из-за значительного дисбаланса сил между им самим и жертвой. Таким образом, буллинг поддерживает и формирует структуру группы или коллектива.

Инициаторы, которые обычно перенимают лидерство - жестки. В конце концов, они очень обеспокоены собственной репутацией и поэтому боятся «потерять лицо». Существует большой кредит доверия среди сверстников. Дисфункциональные личные отношения с друзьями очень трудно воспринимать и переживать, в особенности подростками. Чтобы завести друзей, обратить внимание собеседников, подросток старается сделать все возможное; иногда из-за этого происходит прямое нарушение применимых социальных норм в открытом конфликте со взрослыми. Поэтому лидер вынужден чувствовать ответственность перед целой группой людей. Потому что лидеры с таким статусом начинают чутко чувствовать понижение в звании и очень боятся потерять имя, которое они выиграли.

Мы можем говорить о лидерстве, как одном из социальных явлений, которое прямо связанно с буллингом и позицией личности в данном пространстве. Д.Б. Эльконин называет шесть этапов лидерства [1]:

Первый шаг - пассивное лидерство. Личность становится лидером по отношению к группе не потому, что хочет влиять на поведение других детей, а потому, что другие подражают ему и следуют за ним. В этом случае лидер может выполнять свою функцию, ничего не зная об этом и не интересуясь этим. Это поднимает вопрос о том, почему ему подражают?

Второй этап - активное лидерство, проявляющееся в определенные моменты: «функция лидера переходит из рук в руки».

Третий шаг - активное лидерство, охватывающее важные сегменты коммуникационного процесса, но не распространяющееся на весь процесс.

Четвертый шаг - активное лидерство, охватывающее весь процесс сотрудничества.

Шаг пятый - отличается от предыдущего тем, что иногда главный вожак завершается другим, который «не имеет такой же ценности, как главный лидер».

На шестом этапе мы отмечаем появление двух абсолютно равных лидеров, каждый из которых имеет свою сферу влияния.

Те, кто не соблюдает действующие в обществе нормы и ценности, считаются неприспособленными аутсайдерами. В эту категорию обычно входят те личности, которые не могут или не хотят адаптироваться к существующему образу жизни и обычаям. Обычно аутсайдеры выделяются своей внешностью и поведением, часто оказываются одинокими, не имеют близких друзей.

Отсюда мы можем говорить и о мотивах и остальных участников – для сохранения высокого статуса, должны осуществляться насильственные действия по отношению к жертве. Как мы ранее отмечали из работ Петера Пауля Хайнеманна, агрессия завершится логическим концом, как только жертва будет уничтожена.

П. П. Хайнеманн выделяет несколько этапов процесса буллинга [4]:

  1. Нейтральное состояние группы, в которой участники мирно общаются друг с другом.
  2. Возникновение и усиление напряженности, связанной с прибытием нового лица, которое не является членом группы или заменяет отвергнутого.
  3. Прямое преследование, при котором вся группа выступает против нового человека, который берет на себя роль жертвы.
  4. Возвращение группы в нейтральное состояние после полного уничтожения их жертвы.

Л.В. Мардахаев обозначает внутригрупповую агрессию в том случае, если в группе нет «здорового ядра», то есть отсутствие контроля. Отсюда следует то, что буллинг-структура может стать основой структуры класса, принимая неформальную форму, если до этого отсутствовала формальная структура. Буллинг в таких случаях обычно становится основной формой взаимодействия в группе. 

Буллинг — это проявление насилия, жестокости и агрессивности, которая наносит вред участникам буллинг-структуры и негативно влияет на развитие их личности. Постоянное унижение, насилие и насмешки жертвы создают скрытое чувство ненависти, агрессии, враждебности, желания мести, разрушения и т. д [6].

Буллинг оказывается влияние не только на жертв. Подростки, которые издеваются над другими, получают удовольствие от того, что возвышаются над своими жертвами, оказывают на них непосредственное влияние. Поэтому в дальнейшем у таких молодых людей проявляются проблемы с эмпатией.

Из-за сознательного и систематического унижения жертвы, с применением насильственных действий, и постоянной вседозволенности, у инициатора возникает чувство безнаказанности. Это приводит к тому, что примитивное асоциальное поведение перестает работать во взрослом мире, и агрессоры оказываются в самом низу своей жизни, связываются с криминальной деятельностью; а подростки, которые успешно совмещают издевательства с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье, используя террор над членами семьи [2].

Буллинг возможен при наличии определенных индивидуальных качеств личности. Поэтому, исходя из анализа исследований, инициаторы характеризуются высокой агрессивностью, позитивным подходом к каждому типу агрессивного паттерна, удовлетворенностью доминированием над другими, уверенностью в себе. В большинстве исследований отмечается, что обидчики имеют низкий уровень тревожности и высокую самооценку [6].

Если мы будем говорить о последователях, то здесь особенно опасна совместная травля со стороны агрессора и его помощников, связанная с удовлетворением садистских потребностей у определенной категории дисгармонично развивающихся личностей [2].

Если говорить о жертвах, то они испытывают большее чувство вины и страха перед школой или работой. Тем не менее, многие исследователи отмечают, что эти симптомы также могут быть причиной буллинга. У жертв буллинга также могут наблюдаться психосоматические симптомы, такие как нарушение сна, аппетита, слабость.

Обычно пассивные жертвы не защищают себя от нападок со стороны сверстников и не стремятся урегулировать ситуацию насилия, в то время как агрессивные жертвы импульсивны, склонны к взрывным гневным реакциям и также особенно уязвимы для провокаций со стороны инициаторов [4].

Агрессивные жертвы часто сами становятся агрессорами, а те, в свою очередь, сознательно и организованно издеваются над своими сверстниками, в то время как все их действия направлены на достижение одной цели - причинение жертве самых больших страданий. Многие агрессивные жертвы склонны к насилию против слабых сверстников [4].

Также, если говорить о наблюдателях, которые с одной стороны, принимают пассивную позицию в буллинге, но с другой, исследования показывают, что участие в травле оказывает травмирующее влияние на личность человека, что может привести к попыткам самоубийства, депрессивным состояниям, тревоге и антисоциальному профилю личности.

Выводы

Если говорить о личности в пространстве буллинга, то мы сразу должны обратить внимание на то, что в любом коллективе уже есть устоявшиеся ролевые позиции. Коллектив не может существовать без лидера. Мы уже отметили то, что лидерство, как один из социальных явлений, которое прямо связанно с буллингом и позицией личности в данном пространстве, имеет большое значение. Потому что буллинг включает в себя намерение инициатора повысить свой статус в группе или коллективе. Систематические издевательства позволяют буллеру поддерживать высокий статус в группе в течение длительного времени из-за значительного дисбаланса сил между им самим и жертвой. Оправдываются и мотивы остальных участников. Потому что для сохранения высокого статуса, должны осуществляться насильственные действия по отношению к жертве. Таким образом, буллинг поддерживает и формирует структуру группы или коллектива. 

Буллинг возможен при наличии определенных индивидуальных качеств личности. Личностные качества играет важную роль в дальнейшей модели поведения. Таким образом, нынешнее поведение личности позволит прогнозировать его будущий стиль поведения.

Список литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В.
  2. Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода / Л.В. Зубова // Вестник ОГУ - 2013. - №2 (151). - С. 96-100.
  3. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-274.
  4. Наумова Н.Н., Ефимова А.С. Зарубежные исследования феномена буллинга в 1980-90 годы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-
  5. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. №3
  6. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] // Науковедение. Вып. 3 (22). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/121 PVN314.pdf.
  7. Olweus, D. Bullying at school. What we know and what we can do. - Oxford: Blackwell, 1993.