УДК 316.47
Савинов Сергей Николаевич – младший научный сотрудник ООО «Лаборатория метеотехнологий».
Аннотация: В статье приводится утверждение и его обоснование о существовании комбинации поведенческих проявлений - триаде, имеющее фундаментальный уровень, проявляющейся в различных сферах, и в различных масштабах. Установлено значение триады в генезе различных форм насилия.
Ключевые слова: Насилие, национализм, иерархия.
Возможно выделить три группы поведенческих проявлений между людьми (от объекта в отношении субъекта), составляющих комплекс – триаду, элементы триады взаимосвязаны и составляют единое целое. Начальный элемент - восприятие превосходства, заключающееся в образовании у объекта убеждения в собственном превосходстве над субъектом, и соответственно в неполноценности субъекта. Убеждение в превосходстве далее формирует убеждение в превосходстве значимости прав объекта над правами субъекта, и соответственно в недостойности субъекта части прав, происходит расслоение в правовой среде между объектом и субъектом. Завершающий элемент триады – правовое неравенство принимает действенную форму – объект производит захват прав субъекта, что, собственно, является насилием.
В данном рассмотрении под насилием подразумевается более широкое понятие, чем принятое – это любая форма прямого или посредственного действия объекта по отношению к субъекту не соответствующее воле или интересам субъекта, уточняется первичный характер насилия с целью исключения спровоцировавшего насилия со стороны объекта и отсутствие психического отклонения как причины. Насилие проявляется в различных формах – агрессия, физическое насилие, убийство, половое насилие, присвоение личных средств (грабеж , воровство и тп.), принуждение, обман или внушение, эксплуатация (в том числе трудовая) и прочие формы нарушения прав.
Схема
Субъект |
Объект |
|
{1} Восприятие превосходства |
Убеждение в собственном превосходстве {1а} |
Убеждение в неполноценности {1б} |
{2} Правовое неравенство
|
Убеждение в превосходстве собственных прав {2а} |
Убеждение в недостойности других прав {2б} |
{3} Захват прав |
Первичное насилие {3} |
Как и любой другой элемент человеческого поведения триада имеет эволюционное происхождение. В поведении человека насилие имеет существенное значение, в поведении животных оно является определяющим {1}. Более сложный разум человека делает триаду более разделенной, в животном поведении он практически сливается: физическое превосходство выражается в захвате прав (физических и генетических ресурсов) других особей посредством собственно насилия. В человеческом поведении также встречается {1} в виде физического или агрессивного превосходства, по отношению к социальному поведению и человеческому развитию, это является атавизмом и становится скорее дегенеративной тенденцией.
Поведение людей характеризуется неотъемлемым индивидуализмом, обусловленный приоритетом личных интересов – формируется минимальный уровень {1} и {2}, как следствие {3} выражается в наличии фоновой агрессии в поведении большинства людей (проявляющаяся при нестандартных условиях, например, в «экспедиционное бешенство»). Возможно, охарактеризовать корреляцию: уровень агрессивности пропорционален уровню индивидуализма, поэтому при высокой агрессивности индивида отмечается его заниженная социальная ответственность, формируется эгоизм, корреляция в более выраженной форме приводит к криминальному поведению.
Триада имеет существенное значение в построении иерархии. Суть любой иерархии в сортировке особей популяции, чаще всего по развитию каких-либо качеств (естественная) или по занимаемым должностям (экономическая). Поскольку экономическая иерархия определяется не только личными качествами, формулирование 1 принимает абстрактный характер, например, «успешность», «высшие сословия», также как и противоположное «простолюдины». В соответствии с положением в иерархии происходит распределение ресурсов, в случае социальной иерархии это ресурсы полученные социумом.
В социальной иерархии распределяемые ресурсы находятся преимущественно в экономическом виде, поэтому {2} в основном реализуется в различии уровней доходов. В социальной иерархии распределяются ресурсы социума, поэтому {3} проявляется преимущественно в переоценке и недооценке труда, что формирует различные формы экономической эксплуатации, также к {3} можно отнести ряд методов маркетинга, избыточное количество пошлин и тп.
В юридическом плане по уровню правового неравенства законы можно разделить на типы: закон 1 типа – соответствует неравенству, закон 2 типа – устраняет неравенство. Например, феодализм имел закон близкий к 1 типу, в современном мире в большинстве случаев закон является смешанным, вероятно, полностью закон 2 типа является утопичным. Пример закрепления объекта триады законом 1 типа – «аристократия», пример закрепления субъекта - «раб», «крепостной».
Феномен презрения эксплуататора к эксплуатируемым, заключающийся в презрении проявляющемся вместо должной признательности. Данное явление обосновано на основе триады: презрение формируется в качестве {1} вторично от {2} и {3}.
В отношениях родителей и детей превосходство по всем качествами у взрослых формирует {1}, далее {2} – «неравенство прав» преобразуется в ответственность и авторитет родителей, {3} – преобразуется в воспитательный процесс. При дегенерации процесса преобразований происходит снижение ответственности, воспитания и повышение насилия.
Коллективные формы проявления триады, при которой объектом и субъектом выступают сообщества.
Если {1а} выражается в убеждении превосходства одной нации над другой, то {3} может выражаться в виде ксенофобии, национализма, расизма, геноцида и тп. На международном уровне подобные убеждения {1а} имеют место в виде пропагандистских штампов: «цивилизованные страны и народы», «демократии», «концепция элит» и тп, соответственно {1б} – это именования «недочеловеки», «диктатуры», «страны третьего мира» и тп., тогда {2} выражается, например, в виде политики «двойных стандартов», {3} проявляется, например, в виде колониальной политики, геноцида, войн и пр.
В религиозных учениях {1} формируется на основе разделения людей по подчиненности культу, {1а} – это адепты данного культа, «богоизбранные нации», {1б} – «неверные», иноверцы, безбожники, язычники. Религиозное право близко к закону 1 типа, религиозные законы защищают адептов данного культа, и не защищает «неверных», поэтому во многих религиях неверие расценивается самым худшим проступком.
Большинство войн имеет целью захват ресурсов какой-либо страны (народа) другой страной, и сопровождаются полным спектром насилия – убийства (геноцид), изнасилования, грабежи являются неотъемлемыми явлениями войн. {2б} - захваченное население (объект) бесправно, безнаказанность способствует {2}. Поскольку война определяется экономическими интересами, то {1} носит скорее вторичный характер в виде пропаганды, особенно при развитии СМИ.
Список литературы