gototopgototop

УДК 342.41

О принципах конституционного строя Российской Федерации

Цукарев Артём Евгеньевич – магистрант Юридического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.

Аннотация: В статье исследуется содержание ряда ключевых принципов конституционного строя Российской Федерации. Также в статье рассматриваются особенности и значение реализации данных принципов в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституционный строй, правовое государство, права и свободы граждан, принципы конституционного строя, разделение властей, светское государство, социальное государство.

Принципы конституционного строя Российской Федерации тесным образом взаимосвязаны, зачастую регулируя одни и те же общественные отношения. Конституция Российской Федерации декларирует гуманность отношений между личностью и государством, выдвигая на первый план именно обеспечение прав и законных интересов личности, а не государственные интересы [11, c. 32]. Государство не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком своих прав и свобод, но создает условия для их реализации и защищает права и свободы человека от всяческих посягательств и нарушений. Заметим, что уважение личности и ее защита являются не только обязанностью, но и неотъемлемым атрибутом конституционного государства [9, c. 12]. Вместе с тем и личность обязана соблюдать правовые нормы, закрепленные и обеспечиваемые государством, а государство вправе устанавливать меры принуждения за нарушение правовых норм.

Ограничение прав и свобод граждан допускается, но только в установленных конституцией пределах и формах (статья 55 Конституции Российской Федерации) [1]. Вместе с тем нельзя забывать о недопустимости противопоставления интересов общества и прав и свобод отдельных индивидов. Общественный порядок, физическое и нравственное здоровье населения на практике представляют собой ценности более высокого порядка, так как обеспечивают нормальную жизнедеятельность каждого члена общества [8, c. 92].

Статья 1 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством, то есть государством с демократическим политическим режимом, форма организации и деятельность которого соответствует воле народа этого государства. В условиях демократического политического режима каждый отдельный гражданин участвует в управлении государственными и общественными делами. Демократизм Российского государства также проявляется в приоритете прав и свобод человека и гражданина над интересами государства, признании народовластия, разделении властей, демократическом порядок формирования и осуществления государственной власти, политическом и идеологическом многообразии, свободе экономических отношений, наличии местного самоуправления.

Важно понимать, что демократия – это не беспредельная свобода действий всех и каждого. Она означает не только ответственность государства перед личностью, но и личности перед обществом и государством. Демократия не может основываться на анархии, несоблюдении закона, пренебрежении интересами других людей. Кроме того, с целью защиты демократии установлен запрет на присвоение власти и преследование захвата власти или присвоения властных полномочий по закону (часть 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Принципы народовластия и государственного суверенитета, тесно связанные с принципом демократизма, раскрываются в статьях 3 и 4 Конституции Российской Федерации. Принцип народовластия означает, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, осуществляющим ее как непосредственно (через референдум и свободные выборы, являющиеся высшим выражением власти народа), так и опосредованно, делегируя право принимать закона и решать важнейшие вопросы государственной жизни органам государственной власти и местного самоуправления. Также к формам осуществления народом своей власти следует отнести всенародное голосование, посредством которого была принята Конституция Российской Федерации.

Народовластие традиционно отличается единством, обладает верховенством и полнотой, власть народа неограниченна и неотчуждаема. Все эти особенности народовластия многонационального народа России в совокупности образуют народный суверенитет. Суверенитет народа – это первоисточник власти, на основе которого реализуется государственный суверенитет. Государственный суверенитет означает свойство государства самостоятельно и независимо от других государств решать все вопросы государственной и общественной жизни как внутри страны, так и на международной арене.

Правовое государство также является одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в статье 1 и в других статьях Конституции Российской Федерации. И хотя большинство этих идей по-прежнему не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в Конституции Российской Федерации указывает на решительность намерения России идти по пути формирования правовой государственности. В самом общем виде под правовым государством понимается такая форма организации и деятельности публичной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и с помощью правовых законов не допускаются злоупотребления со стороны самого государства. Важным признаком правового государства является также наличие развитого и сильного гражданского общества, способного влиять на решения государства, заставляя его служить интересам человека и общества в целом, и обеспечивать его нормальную жизнедеятельность [3, c. 86].

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным считается государство, которое является фактором общественного благополучия, поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев. Социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого гражданина, что жизненно необходимо и для развития правовой государственности [8, c. 93-94].

Принцип светского государства позволяет государству сохранять самостоятельность в условиях множественности конфессий в российском обществе, что не исключает необходимости взаимодействия с религиозными объединениями, особенно с традиционными мировыми религиями, имеющими большое число последователей в Российской Федерации.

Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти, иначе называемый принципом разделения властей, является одной из основных принципов конституционного строя и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности [3, c. 65].

При этом ни один из государственных органов не обладает всей полнотой власти из-за формально закрепленной в законодательстве и реально работающей взаимной системы сдержек и противовесов. Это выражается, в частности, в проверке актов законодательной власти на соответствие закону органами судебной власти [2, c. 224].

Хорошо отлаженная законодательная власть, создающая единую и непротиворечивую систему законодательства, сильная исполнительная власть, обеспечивающая соблюдение и исполнение законов, а также независимая судебная система, являющаяся гарантом законности и обеспечивающая привлечение виновных к юридической ответственности и эффективное восстановление нарушенных прав, играют важную роль в становлении и развитии правовой государственности [5, c. 1].

Независимость судебной власти, в частности, обеспечивается специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости судей, подчинением ее только Конституции Российской Федерации и закону. При этом судебная власть балансирует функционирование законодательной и исполнительной ветвей власти в целях недопущения произвола и злоупотребления с их стороны, осуществляет судебный контроль над их деятельностью. Например, законодательная власть не вправе давать указания суду или оказывать на него давление, с другой стороны, и суд в разрешении правовых споров ограничен основаниями, рамками и процедурой, установленной законодательством [6, c. 45-46].

Принцип разделения властей нацелен на недопущение сосредоточения большей части государственных полномочий в одних руках. Обеспечение свободы личности и формирование правовой государственности невозможно в условиях, когда одно лицо (или один орган) создает право, применяет и толкует его, а также судит о нарушении правовых норм [4, c. 17].

Экономическим отношениям посвящены в первую очередь статьи 8 и 9 Конституции Российской Федерации. Так статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, которая выражается в ряде конституционных положений. Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг означает невозможность установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг внутри территории РФ (ст. 74 Конституции Российской Федерации). Это означает отсутствие любых таможенных и иных границ внутри страны, отсутствие правовых и иных ограничений на перемещение товаров, услуг и финансовых средств внутри страны [10, c. 6]. Единство экономического пространства также проявляется в единой нормативно-правовой базе в сфере экономической деятельности и наличии единой денежной единицы (рубля) и централизованной денежной эмиссии [7, c. 30-31]. Также государство юридически закрепляет и защищает равным образом все формы собственности [9, c. 8-9].

Идеологическое многообразие (идеологический плюрализм) означает не только запрет на преследования за приверженность тем или иным идеологическим установкам, но и на введение льгот и преимуществ в зависимости от идеологических или политических убеждений [9, c. 12]. Принцип политического многообразия, иначе называемый принципом многопартийности, означает свободу образования и деятельности политических партий, выражающих интересы населения или отдельных его групп, что исключает возможность монополии одной политической партии и ущемление прав менее влиятельных политических партий. Признание политического многообразия логически вытекает из свободы идеологий, так на основе общности идеологий люди создают общественные объединения, в том числе политические партии, которые активно участвуют в политической жизни.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (1993) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Авакьян С.А. Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др. – М.: Юрист, 2012. – 800 с.
  3. Алжеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др. – М.: Статут, 2014. – 391 с.
  4. Арановский К.В. Разделение властей как условие конституционной демократии / К.В. Арановский // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 6. – С. 16-18.
  5. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры: учебное пособие / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2015. – 164 с.
  6. Безруков А.В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 2. – С. 45-48.
  7. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов / М.А. Егорова. – М., Статут, 2013. – 640 с.
  8. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник / В.Л. Кулапов. – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «СГЮА», 2011. – 486 с.
  9. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 194 с.
  10. Скворцова Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2014. – 402 с.
  11. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник / В.Г. Стрекозов. – М.: ИздательствоЮрайт, 2012. – 316 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail