УДК 342.41

О сущности конституционного строя Российской Федерации

Цукарев Артём Евгеньевич – магистрант Юридического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.

Аннотация: В статье исследуется сущность конституционного строя Российской Федерации. Также подчеркивается практическая значимость закрепления основ конституционного строя в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституционный строй, основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, правовое государство, принцип, разделение властей.

В настоящее время существуют значительные различия между формой и реальным содержанием и воплощением основ конституционного строя Российской Федерации. Реализацию принципов конституционного строя в российских условиях далеко не всегда можно считать успешной, процесс их внедрения в правоотношения происходит медленно и сложно. Во многом это связано с тем, что в течение многих столетий население России жило сначала в условиях самодержавия, а затем в условиях тоталитарного режима, при котором систематически нарушались и ущемлялись права и свободы человека и гражданина, а государство доминировало над личностью и подчиняло ее своей воле. В этих условиях значительная часть населения России по-прежнему воспринимает многие демократические и либеральные принципы как чуждые, непонятные и абсолютно нереалистичные.

Основная причина пристального внимания к основам конституционного строя заключается в стремлении обеспечить их наиболее эффективную реализацию с целью обеспечить гармоничные взаимоотношения между государством, обществом и личностью. Именно конституционный строй создает необходимые условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, осуществления государственной власти на началах народовластия и ограниченности правом, что необходимо для пресечения возможных злоупотреблений со стороны публичной власти.

Каким бы ни было значение первичности и универсальности положений конституции, их прямого действия и высшей юридической силы, нельзя не осознавать, что приоритетное значение имеют содержательные конституционные характеристики. Ценность конституции состоит в том, что она закрепляет наиболее общие (универсальные) принципы, правила и процедуры, которые образуют конституционную модель взаимоотношений личности, общества и государства.

Неотъемлемыми чертами такой модели принято считать верховенство права и правовое государство, признание и уважение прав и свобод человека и гражданина, демократию и народное представительство, частную собственность и предпринимательство, разделение властей, независимое правосудие, децентрализацию государственного аппарата, политическое и идеологическое многообразие, многопартийность и свободу деятельности общественных объединений, независимое правосудие и состязательность судопроизводства. Именно они в своей совокупности и составляют существо конституционной традиции, имеющей основным своим предназначением достижение баланса индивидуальной свободы и публичной власти. В России многие из этих признаков закреплены в качестве принципов основ конституционного строя Российской Федерации [3, c. 6].

Закреплению основ конституционного строя посвящена отдельная глава Конституции Российской Федерации, имеющая одноименное название – «Основы конституционного строя». Данная глава имеет особое правовое значение и даже рассматривается в качестве «конституции в конституции», поскольку статья 16 Конституции Российской Федерации закрепляет особый порядок изменения (пересмотра) положений главы, тем самым обеспечивая повышенную стабильность ее содержания и закрепляя юридическое верховенство главы 1 Конституции Российской Федерации по отношению к другим положениям российской конституции [1].

В частности, к числу основ конституционного строя Российской Федерации относится местное самоуправление как фундаментальный институт, определяющий устои России как демократического правового государства. Местное самоуправление, наиболее приближенное к отношениям людей из уровней публичной власти, может и должно способствовать утверждению демократического порядка [2, c. 30-31].

Согласно части 2 статьи 135 Конституции Российской Федерации положения первой главы Конституции Российской Федерации (наряду с главами второй и девятой) могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием, которое собирается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание либо разрабатывает проект новой Конституции, либо подтверждает неизменность действующей Конституции Российской Федерации. Однако в России за 25 лет так и не был принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» (хотя существовало 5 различных проектов данного закона), потому процедура изменения главы 1 Конституции Российской Федерации невозможна из-за отсутствия достаточной законодательной базы.

Особую процедуру охраны осуществляет также Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку в своих решениях этот судебный орган оценивает нормы действующего законодательства, прежде всего с позиции главы 1 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, принимая решение по делу, выражает свое отношение как к позиции нормотворческого органа, так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь на толковании положений Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации выносит общеобязательные постановления, которые не подлежат пересмотру другими органами и обязывают правоприменителей действовать в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации [4, c. 17].

Вместе с тем надо понимать, что конституционное правосудие должно исходить из соблюдения конституции и не вправе подвергать конституционные положения вольной интерпретации. В противном случае конституционные суды (в частности, Конституционный Суд Российской Федерации) будут не приспосабливать конституционные положения для текущих правовых нужд, а займутся самостоятельным созданием новых конституционных норм, то есть под видом охраны конституции будут осуществлять ее пересмотр [3, c. 7].

Каждое государство характеризуется специфическими чертами, совокупность которых позволяет говорить об определенной форме организации государства – государственном строе. Государственный строй исторически предшествует конституционному строю, являясь необходимым условием его существования. Государственный строй, закрепленный конституционно, становится его конституционным строем. Вместе с тем стоит отметить, что сам факт наличия конституции еще не означает, что государство имеет конституционный строй, равно как и конституционный строй не сводится лишь к существованию у государства конституции. В качестве примеров можно отметить Конституцию Веймарской Республики 1919 года, формально действовавшую в Германии вплоть до 5 июня 1945 года. Для установления конституционного строя необходимо, чтобы государство действовало в рамках демократической конституции, соблюдая ее, что было немыслимо в условиях существования тоталитарного режима в нацистской Германии.

Важно отметить, что конституционный строй охватывает такие сферы общественной жизни как естественные права человека и идеи гражданского общества, что выходит за рамки государственного строя, включающего в себя государственное устройство и организацию государственной власти. Наряду с этим и конституционный строй может быть исходным началом для государственного строя, так как общественный и конституционный строй являются «средой обитания» для государственного строя, а конституционный строй обеспечивает связь общественного и государственного строя.

Также необходимо разграничить понятия «основы конституционного строя» и «конституционный строй». Под основами конституционного строя следует понимать находящиеся под особой охраной государства базовые правовые принципы и правила, включающие в себя главные основы конституционного строительства и определяющие взаимоотношения и деятельность государства, общества, личности. Основы конституционного строя закрепляют конституционный статус государства, его главные сущностные характеристики, устои, программные положения и принципы, определяющие устройство и функционирование основных государственных и общественных институтов и место личности в государстве и обществе [5, c. 4].

Конституционный строй представляет собой систему правовых отношений, закрепляющую способ организации государства, при котором признаются, соблюдаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву, прежде всего демократической конституции. Конституционный строй предполагает наличие парламента, исполнительной власти и самостоятельной судебной власти (модели организации власти могут быть различными, но разделение властей должно быть обязательно). Конституционный строй также предполагает ограниченное вмешательство государства в дела гражданского общества, пределы которого определяются конституционным законодательством, и создание оптимальных условий для его функционирования.

Таким образом, конституционный строй следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, его можно рассматривать в качестве модели правоотношений межу государством и личностью, построенной на базовых принципах и положениях, закрепленных в конституционных актах. С другой стороны, конституционный строй – это практическая реализация правовой связи между государством и личностью, обусловленной конституционными принципами и положениями.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (1993) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. – М.: Юстицинформ, 2012. – 680 с.
  3. Князев С.Д. Стабильность Конституции и ее значение для современного российского конституционализма / С.Д. Князев // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 1. – С. 4-12.
  4. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов / А.П. Рыжаков // СПС КонсультантПлюс. – 2015. – 254 с.
  5. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 194 с.