УДК 343.611

О некоторых проблемах квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта

Сироткина Дарья Павловна – студент магистратуры Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, посвящённые отдельным проблемам квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта. Анализируется судебная статистика состава преступления, предусмотренного ст. 107 УК РФ.

Ключевые слова: Убийство, аффект, состояние аффекта, проблемы квалификации, судебная статистика.

Самой большой ценностью современного общества является жизнь человека, что соответственно и определяет основополагающей задачей любого государства – охрану жизни и здоровья своих граждан. Таким образом, за лишение жизни виновный должен нести строжайшую ответственность. Однако, при назначении наказаний за подобные деяния, нельзя забывать о том, что наказание и другие меры уголовно-правового характера, применимые к указанным лицам, должны быть соразмерны их деяниям, то есть, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также иным общественно-значимым обстоятельствам. Это в полной мере относится к лицам, виновным в посягательствах на жизнь другого человека. При этом, в категории преступлений против жизни, могут выделяться деяния со смягчающими обстоятельствами. Здесь имеются в виду привилегированные составы убийства, среди которых особенно выделяется убийство, совершенное в состоянии аффекта, ответственность за которое предусмотрена ст. 107 УК РФ.

В пределах данного состава преступления виновное лицо действует в особом психическом состоянии – состоянии аффекта, «вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего» [1, ст. 77]. В теории же под аффектом понимается «стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии». [2, c. 341] В современной судебной практике при квалификации убийств, совершенных в состоянии аффекта нередко возникают вопросы правомерности применения указанной правовой нормы, вызванные некоторой сложностью определения самого понятия «аффект», поскольку правильно определить данное состояние зачастую бывает сложно даже специалистам в области психологии и психиатрии.

Определение правовых основ квалификации убийств, совершенных в состоянии аффекта, напрямую связано с проблемой свободы воли и волеизъявления. Ее решением многие ученые пытались заниматься долгие годы, однако до настоящего времени указанная проблема остается спорной, так как «аффект» предполагает под собой слияние юридических и психологических наук.

Обращаясь к судебной статистике, можно отметить постепенное снижение числа зарегистрированных убийств, совершенных в состоянии аффекта. Так, например, еще в 2002 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 502 убийства, совершенных в состоянии аффекта, и квалифицированных соответственно по ст. 107 УК РФ. Когда уже в 2012 году, данных преступлений было зарегистрировано всего 148. И далее их количество только снижалось. В 2017 году было зарегистрировано 84 преступления, квалифицированных правоохранительными органами по ч. 1 ст. 107 УК РФ и соответственно 3 преступления, квалифицированные по ч. 2 ст. 107 УК РФ. В 2019 году общее количество указанных преступлений ровнялось уже 64. [4]

При этом, больше половины указанных преступлений были квалифицированы только судами первой инстанции, а не следственными органами на стадии предварительного расследования. Все это может говорить, в том числе, и об ошибках в квалификации, допущенных практическими работниками. Чаще всего, первоначально выезжая на место происшествия, подобные преступления ошибочно квалифицируются следователями по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Это вытекает из отсутствия точных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по правильному применению данной правовой нормы, а также отсутствия единого научного и методического подхода к экспертной квалификации юридически значимых психологических состояний.

В настоящее время многие ученые говорят и о несовершенстве самой правовой нормы, не только ввиду сложности определения состояния аффекта с экспертной точки зрения, а также по причинам отсутствия точных указаний определения временного разрыва между уже возникшим состоянием аффекта и совершенным противоправным деянием. Кроме того, «в реальной действительности очень трудно указать причину аффекта, так как основным условием, провоцирующим возникновение аффекта, является наличие конкретной ситуации» [3, c. 2].

Таким образом, установить наличие или отсутствие состояния аффекта при возникновении и реализации преступного умысла достаточно сложно. Для данных целей не является пригодным и следственный эксперимент. Также, в связи со всеми текущими вопросами и проблемами квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта в следственно-судебной практике, адвокаты, выстраивая линию защиты своих подзащитных, подозреваемых и обвиняемых в особо тяжких преступлениях против жизни, все чаще обращаются к понятию «состояние аффекта», ссылаясь на данное состояние у своих подзащитных, иногда даже безосновательно. Именно поэтому в наше время так важно единое толкование признаков состава преступления, предусмотренного ст. 107 УК РФ, а также выяснение вопросов, которые связаны с эмоциональным состоянием личности виновного. Случаи совершения преступлений без каких-либо психологических переживаний практически не встречаются, однако, не каждое переживание интересно с правовой точки зрения. Влияние аффекта как психологического состояния обуславливает необходимость точного его установления, так как его значение имеет важнейшую роль при квалификации, ведь наказание за привилегированный состав убийства значительно отличается от наказания за основной и квалифицированный вид.

К довершению всего, во избежание неверной квалификации убийств, совершенных в состоянии аффекта, в том числе неправомерной переквалификации ст. 105 УК РФ на ст. 107 УК РФ в рамках линии защиты адвокатами своих подзащитных на судебных стадиях уголовного судопроизводства, необходимо установление точного разграничения между собой вышеуказанных составов преступлений, обязательное назначение комплексных психолого-психиатрических экспертиз лицам, уличенным в преступлениях против жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня практических работников органов следствия и суда.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Эксмо. 2020. - 384 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: издат. Питер. 2015. 720 с.
  3. Кокорин П.А. Убийство, совершенное в состоянии аффекта (случай из практики) // Сибирский юридический вестник № 3. 2005. 3 с.
  4. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://cdep.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: