УДК 349
Сравнительно-правовой анализ подхода к определению метода правового регулирования семейных правоотношений
Мурзина Анна Дмитриевна – студентка Дальневосточного федерального университета.
Аннотация: В статье приводятся различные точки зрения исследователей в области семейного права о методе правового регулирования семейных отношений. Проводится анализ семейного законодательства РФ. Автор приходит к выводу о преобладании императивных предписаний в Семейном кодексе РФ.
Ключевые слова: Метод, правовое регулирование, семейное право, Семейный кодекс РФ, императивный метод, диспозитивный метод, диспозитивность, ситуационность.
Важнейшую роль, как одной из характеристик самостоятельной отрасли права, наряду с предметом, играет метод правового регулирования. И именно он позволяет окончательно отграничить семейное право от иных отраслей права, в особенности от гражданского, подотраслью которого исследователи нередко считают семейное право.
Формирование представления о семье как о правовом институте началось еще в девятнадцатом веке. До принятия ныне действующего Семейного кодекса Российской Федерации практически все законодательство в данной отрасли носило императивный характер предписаний. Однако при создании Семейного кодекса, ввиду необходимости предоставить участникам семейных правоотношений бОльшую свободу в определении содержания складывающихся между ними отношений, преобладание императивных норм было снижено внедрением диспозитивных. Например, исполнение алиментных обязательств может быть регламентировано специальным договором, заключенным между плательщиком и получателем алиментов. Отношения, урегулированные таким образом, пользуются равной защитой, как и отношения по уплате алиментов, установленные решением суда. В результате расширения диспозитивности в семейном праве меняется роль государства в отношениях, складывающихся между членами семьи: отсутствуют прямые указания властного субъекта на вариант должного поведения, члены семьи сами вправе регулировать содержание правоотношений. [4, С.26] Однако именно усиление диспозитивных начал в Семейном кодексе РФ дало почву исследователям в этой области полагать, что метод семейного права изменился – стал диспозитивным.
В теории семейного права отсутствует единый подход к определению метода семейно-правового регулирования. Существует несколько точек зрения, относительно этого дискуссионного вопроса.
Во-первых, метод семейного права рассматривают как диспозитивный и ситуационный. Диспозитивный метод предполагает, что «государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного властного регулирования отношений. Оно не предписывает частному лицу стать собственником, наследником, вступить в брак; все это зависит от самого частного лица или нескольких частных лиц... но государственная власть будет охранять то отношение, которое будет установлено частной волей. Вследствие этого, нормы частного права имеют, по общему правилу, не принудительный, а лишь субсидиарный, восполнительный характер и могут быть отменены или заменены частными определениями». [1, С.34] Ярким примером диспозитивности в семейном праве является институт брачного договора – лица, вступающие (или вступившие) в брак, по своему усмотрению определяют свои имущественные права и обязанности.
Однако, значительная часть диспозитивных норм в Семейном Кодексе РФ предоставляет правоприменительному органу дискреционные полномочия. Это означает, что возникающие споры решается индивидуально, в зависимости от обстоятельств, жизненных ситуаций, которые должен проанализировать правоприменительный орган (суд, орган опеки и попечительства), прежде чем вынести решение. В российском семейном праве эту особенность обозначают термином «ситуационные нормы». Таковой будет, к примеру, норма ч.2 ст.81 Семейного кодекса РФ: размер доли заработной платы, подлежащей уплате по алиментным обязательствам, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Наличие значительной части ситуационных норм можно объяснить одной яркой особенностью – нормами семейного права учитываются нормы морали больше, чем любой другой отраслью права. Семейное право исходит, бесспорно, из необходимости укрепления семьи. Однако легального определения семьи нет ни в одном нормативно-правовом акте, более того, представляется, что такового и вовсе не должно быть. Исследователи в области семейного права, как советского периода, так и современные, предлагают свои варианты дефиниции «семьи». Однако все варианты, в большей или меньшей степени, подвергаются критике. Представляется, что правовая регламентация абсолютно всех аспектов семейных отношений невозможна и с точки зрения этико-юридических требований. Однако при разрешении конкретного дела, возникшего из семейных правоотношений, к примеру, в суде, необходимо учесть все фактические обстоятельства и личностные особенности, такие, как материальное положение, семейное положение, возраст и иные, заслуживающие внимания обстоятельства. Именно поэтому правоприменительный орган в области семейного права был наделен такими дискреционными полномочиями. Л.М. Пчелинцева высказывает мнение о том, что семейные отношения находятся в области воздействия нравственных представлений и норм морали. Поэтому неурегулированной со стороны права остается значительная область отношений между членами семьи, которые не поддаются правовому регламентирования: психологические, духовные связи и другие взаимные чувства супругов и других членов семьи.
По мнению М.В. Антокольской, еще одной особенностью этого метода является, однако, сохранение значительного императивного начала. Это связано, в первую очередь, с особенностями правового регулирования семейных отношений. Считается, что участники семейных отношений юридически имеют равные права, однако нельзя встать на защиту подобного суждения, если обратиться к фактической действительности. Например, семейным правом регулируется ряд отношений, субъектами которых являются несовершеннолетние дети – недееспособные граждане, которые нуждаются в дополнительной защите государства. По мнению приверженцев излагаемой точки зрения, именно поэтому диспозитивное семейное право содержит ряд императивных норм, которые невозможно изменить по воле субъектов.
Во-вторых, метод семейного права считают дозволительно-императивным. Яковлев В. Ф. в своих трудах говорит о том, что "метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний - императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный". [2, С.13] Однако, как отмечает Крашенников, диспозитивность в семейном праве достаточно существенно отличается от обычного понимания диспозитивности. [3, С.10] В семейном праве диспозитивность ограничена не только предписаниями многочисленных императивных норм, регулирующих все стороны семейно-правовых отношений, но и судом, органами опеки и попечительства, как властными субъектами, осуществляющими контроль над семейными правоотношениями, которые возникли из воли сторон. К примеру, допускается заключение соглашения об уплате алиментов (ст. 99 СК). Но соглашение может быть признано недействительным, если его условия существенно нарушают интересы получателя алиментов (ст. 102 СК). Таким образом, допуская диспозитивность, закон предусматривает ее подчинение императивным началам, которые имеют решающее значение.
Анализ научной литературы показывает, что усиление диспозитивного начала при регулировании семейных правоотношений признается всеми исследователями. Однако вопрос соотношения императивного и диспозитивного начал остается открытым. Для приближения к ответу на поставленный вопрос нами был проведен постатейный анализ Семейного кодекса РФ. Из 598 правовых норм, содержащихся в нем, 478 – императивные предписания, а 120 – диспозитивные дозволения. Соответственно, количественное соотношение составляет примерно 1 к 3 при явном преобладании норм императивного характера. Однако дает ли этот факт основания для утверждения подхода к методу семейного права, как дозволительно-императивному?
Действительно, большинство норм семейного законодательства носит императивный характер предписаний, который определяет отправные начала, основные положения регулируемых правоотношений: регламентация вступления в брак, прекращение брака и признанием его недействительным, личные правоотношения между супругами, между родителями и детьми, отношения по усыновлению ребенка и т. д. Однако нельзя не брать во внимание и наличие ситуационных диспозитивных норм, пусть и меньшего количества, но не уступающих по значению для регулирования правоотношений данной отраслью права. Ведь ни одна отрасль права не может содержать в себе только императивные нормы, или же только диспозитивные. Лишь их взаимодействие и корреляция может обеспечить оптимальное осуществление правового регулирования, соответствующего его целям и назначению.
Список литературы
- Матвеев П.А. Метод правового регулирования семейных отношений / П.А. Матвеев // Юридический вестник Кубанского государственного университета. – - № 4(17). С. 33-36.
- Семейное право России: Учебник для вузов / Пчелинцева Л.М., - 6-е изд., перераб. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 720 с.
- Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова ; под ред. П.В. Крашенинникова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Статут, 2019. — 318с.
- Семейное право: Учебник / М.В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 432 с.