Горохова Елена Христофоровна – магистрант кафедры Арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Аннотация: В статье рассматриваются источники правового регулирования перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Огромное увеличение объемов перевозок опасных грузов, как в России, так и за рубежом, приводит ряд серьезных проблем с точки зрения экологической безопасности для окружающей среды и человека.
Ключевые слова: Транспорт, опасный груз, перевозка грузов, экологическое право.
Осуществление государством функций имеет большое значение по контролю в сфере перевозки грузов с целью устранения правонарушений со стороны перевозчиков, нарушения прав и законных интересов грузоотправителей, контроля над транспортной безопасностью, создания условий для поддержания конкурентной среды. При этом, осуществляя контрольные функции, государство обладает полномочиями по применению государственного принуждения.
Наиболее важным инструментом обеспечения качества и безопасности транспортной деятельности является внедрения инноваций в транспортную сферу. Отношения в сфере технического регламента, где возникают при указании, использовании и исполнении необходимых условий к продукции и относящийся с ними процессам планирования, создания, производства, монтажа, проверки, эксплуатации, содержания, перевозки, реализации и утилизации, при назначении и применении на вольной основе требований к продукции, предписанным процессам, проведению работ или предоставление услуг, кроме того отношений в сфере оценки соответствия объектов регулирования требованиям технического регламента.
Среди методов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование перевозок опасных грузов, следует обозначить несколько групп, в которые они объединяются: нормативно-правовые, экономические, смешанные.
Нормативно-правовые методы определяют безопасность перевозок опасных грузов. К ним относятся Правила дорожного движения, Устав автомобильного транспорта, технические регламенты.
Поскольку автотранспортные средства являются источниками высокой угрозы, правительство уделяет существенное внимание регулированию безопасности перемещению и перевозок на транспорте.
Источником транспортного права является подзаконный правовой акт, регулирующий транспортную деятельность и являющийся собой совокупность законов и иных нормативных правовых актов, которые утверждают, меняют или отменяют правоотношения в области организации и выполнение перевозок.
Перечисленные источники образуют определенную систему, включающую две основные группы: 1) законы; 2) подзаконные нормативные правовые акты. Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция, в п.ст. 71 которой указывается, что ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения. И ст.3 ГК гражданского законодательства составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации. Значит транспортные связи имущественного отношения регулируются федеральными законами. В общем группа законов, составляющих источники транспортного права, охватыает Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Вторая группа – подзаконные нормативные правовые акты – содержит указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие транспортную деятельность. [1]
В соответствии с ч. 4 ст.15 Конституции РФ и п.1 ст.7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Следовательно, согласно к международным перевозкам, в которых входит в состав российская сторона, международные конвенции и соглашения, регулирующие перевозки различными видами транспорта, к которым присоединилась Российская Федерация, являются источники транспортного права. Правила перевозок опасных грузов устанавливаются отдельными нормативными предписаниями к каждому конкретному виду транспорта [2]. Перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации урегулируются во-первых, Правилой дорожного движения [3], Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [4]. Правилой перевозки грузов[5], Правилой обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[6].
По правилам дорожного движения Российской Федерации, Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и Федеральному закону от 1998г.№127-ФЗ «О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» к опасным грузам определяют любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей[7].
Впрочем главным документом, использующим при перевозках опасных грузов автомобильного транспорта, представляет ДОПОГ – Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов. В постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» зафиксировано, что ДОПОГ представляет собой основной акт, используемым при перевозке опасных грузов
Чтобы избежать вероятный вред с транспортировок опасных грузов автомобильным транспортом, следует найти решение несколько фактических вопросов: перевозочный процесс; регламентация перевозок; управление перевозками; ликвидация последствий аварий.
Результат задач дает возможность своевременно доставить опасные грузы к пункту назначения, уберечь занимающихся во транспортировке людей кроме того лиц, принимающих участие дорожного движения, вместе с тем непосредственно грузы, автотранспортное средство и окружающую среду.
Чтобы уменьшить вероятности инцидента важно знать и выполнять ряд нормативных требований при перевозке опасных грузов.
Список литературы