Бронирование провозной емкости как предварительный договор перевозки груза

Полищук Петр Сергеевич – студент Юридического института Российского университета транспорта.

Аннотация: В данной статье рассматривается соотношение бронирования провозной емкости и предварительного договора, предусмотренного Гражданским Кодексом РФ, их принципиальная схожесть. Указывается, что бронирование провозной емкости является предварительным договором. Разбирается соотношение букингноты в морском транспорте и бронирование провозной емкости в воздушной перевозке.

Ключевые слова: Предварительный договор, бронирование провозной емкости, ГК РФ, ВК РФ.

Бронирование провозной емкости является важным и неотъемлемым элементом заключения договора воздушной перевозки груза. Данный вывод прямо следует из пункта 8 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82(*далее - Приказ Минтранса), так бронирование емкости на воздушном транспорте является обязательным условием для перевозки груза. Именно от этой нормы необходимо отталкиваться при определении бронирования провозной емкости, как предварительного договора, но также необходимо дать определение, что понимается под предварительным договором.

Легальное определение предварительного договора содержится в статье 429 Гражданского кодекса Российской Федерации (*далее - ГК РФ). В пункте 1 статьи 429 ГК РФ указано, что предварительный договор представляет из себя обязанность заключить договор об оказании услуг в будущем, на тех условиях, которые предусмотрены предварительным договором. В соответствии с пунктом 3 статьи 429 ГК РФ, предварительный договор должен включать в себя условие, позволяющее определить предмет договора, а также иные существенные условия. Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ и пункту 2 статьи 111 Воздушного кодекса Российской Федерации (*далее- ВЗК РФ) существенным условиями договора перевозки груза являются: сведения, позволяющие индивидуализировать груз (размеры, свойства), пункт назначения, вид транспорта, время отправки. В пункте 8 и 14 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 сказано, что при бронировании, грузоотправитель должен сообщить информацию о персональных данных, свойствах и размерах груза и т.д., следовательно, условие позволяющее индивидуализировать груз можно считать согласованным. Условия о пункте назначения, виде транспорта и времени отправки можно считать согласованными, так как при бронировании емкости грузоотправитель и перевозчик согласуют: рейс отправки, то есть транспортное средство, на котором будет отправлен груз, время отправки, так как при бронировании должно быть определённое время для предоставления груз, а также при предоставлении бронирования, перевозчик указывает пункт назначения груза. В данном случае, согласование этих условие свидетельствует о том, что представление бронирования провозной емкости, выступает в качестве предварительного договора перевозки груза. Так как, договор перевозки груза является реальным договором, то бронирование емкости является намерением заключить договор перевозки груза в будущем, путём передачи имущества, которое индивидуализировано в бронировании.

Вторым доводом могут служить положения пункта 11 Приказа Минтранса, в которых указано, что бронирование провозной емкости предполагает перевозку груза в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование. Как было верно подмечено в доктрине, что с этого момента перевозчик уже не в праве отказаться от договора, и он обязан заключить его в будущем, при сдаче имущества грузоотправителем По сути, бронирование провозной емкости обязывает перевозчика на заключение договора в будущем, на существенных условиях, предусмотренных предварительным договором между грузоотправителем и перевозчиком.

В данном случае, также будет примечательным использование механизма букингнот в морском транспорте. Букингноты, как и бронирование содержат: наименование перевозчика, личную информацию грузоотправителя, порт погрузки, порт выгрузки, сведения, позволяющие идентифицировать груз и т.д. Если говорить о морском транспорте, букингнота представляют собой предварительную заявку грузовладельца о бронировании на судне места для определенного груза. В литературе придерживаются мнения, что «букингноту следует рассматривать в качестве предварительного договора морской перевозки, поскольку он порождает обязательство перевозчика заключить договор перевозки груза по коносаменту, в отношении которого забронировано место на судне». Исходя из схожести букингноты на морском транспорте и бронирования провозной емкости в воздушном, можно сказать, что бронирование представляет собой предварительный договор.

Нужно отметить, что законодательством прямо не закреплено, что бронирование провозной емкости является предварительным договором несмотря на то, что порождает обязательства перевозчика заключить договор в будущем. Следует согласиться с мнением учёных, которые считают, что «предварительный договор может предшествовать заключению основного договора любого типа (вида)». В данном случае, данный тезис представляется оправданным, так как для признания предварительного договора не всегда требуется прямое указание на это в законодательстве.

Список литературы

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. / Брагинский М. И., ВитрянскийВ. В. — 4-е изд., стер. — М.: Статут. 2013. — С.613.
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Сотскова О.C. Некоторые особенности заключения договора воздушной перевозки груза. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. С.146-149.