УДК 69.05
Карпенко Татьяна Юрьевна – студент магистратуры кафедры Организации строительства и управления недвижимостью; ЗАО «Российская оценка».
Аннотация: В настоящее время, востребованность работ по реконструкции театрально-зрелищных зданий и сооружений возрастает, в связи с увеличением физического и морального износа и единственным решением проблемы является проведение работ по реконструкции. В данной статье рассмотрена значимость театрально-зрелищных зданий и сооружений, приведена их классификация и специфика реконструкции, а также рассмотрена специфика производства строительно-технической экспертизы зданий и сооружений данного типа.
Ключевые слова: Реконструкция, театрально-зрелищные здания и сооружения, судебная строительно-техническая экспертиза, цивилистическое судопроизводство.
В Российской Федерации необходимость работ по реконструкции зданий и сооружений для зрелищ напрямую связана с ежегодным увеличением износа, усугубляющимся в последние годы, когда существующий дефицит финансовых средств на работы по текущему и капитальному ремонту не позволяет системно поддерживать фонд в надлежащем состоянии, поэтому возрастает роль реконструкции как вида работ, позволяющего обновить устаревший объект для использования его в новых условиях. Цель настоящей статьи – раскрыть особенности судебно-экспертных исследований работ по реконструкции, поскольку сегодня судебная экспертиза подчас самый объективный источник информации о соответствии исследуемого объекта тем или иным заданным характеристикам.
Как правило, театрально-зрелищные здания возводились и возводятся с достаточно высоким запасом прочности, но и они со временем подвергаются физическому и моральному износу: по истечении времени любое здание ветшает, изнашивается, но ситуация кардинально меняется, если у сооружения уникальная судьба или оно формирует силуэт города. Здесь необходимо упомянуть о социально значимой роли театрально-зрелищных учреждений: по данным Министерства культуры РФ в стране в 2018 году действовало всего 38737 стационарных театрально-зрелищных учреждений, на собственных площадках которых в 2018 году побывало 40822,8 тысяч человек. Соответственно, вопросы технического состояния зданий становятся принципиально важными, поскольку затрагивают интересы десятков миллионов людей [3].
К театрально-зрелищным зданиям и сооружениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это – театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках – помещения для размещения различных животных [5].
Под реконструкцией театрально-зрелищных зданий понимается комплекс мероприятий, включающий проведение строительных работ, связанных с изменением технических и экономических показателей. Прежде всего, речь идет об изменении площади, вместимости и пропускной способности зданий. Кроме того, реконструкцией предусматривается улучшение технических характеристик зданий, их утепление, усиление конструкции [7]. На современном этапе развития государства главной причиной реконструкций театрально-зрелищных сооружений нередко является моральный и физический износ зданий, при том, что часть из них - памятники истории, культуры и архитектуры.
До начала работ по реконструкции старого здания театрально-зрелищного учреждения, необходимо определяется его новая функция, если планируются изменения, поскольку это значительно влияет на сам проект. Также важно учесть габариты основных и вспомогательных помещений, так как это влияет на вместимость и пропускную способность здания. При планировании повышенное внимание необходимо уделять внешнему облику здания, нередко выступающему в роли «лица города». Более того, каждое здание следует детально обследовать на предмет состояния как фундамента, так и несущих конструкций. После проведения указанных выше работ составляется сам проект реконструкции, при этом необходимо учитывать, если степень износа здания превышает 40-45% — его реконструкция нецелесообразна [6].
При реконструкции театрально-зрелищных зданий необходимо принимать во внимание ряд особенностей, которые позволят повысить эффективность работ.
Специфика состоит в том, что здания, подлежащие реконструкции, нередко располагаются в условиях функционирующих структур, и, следовательно, вокруг сложились транспортная и коммуникационная инфраструктура. Кроме того, необходимо учитывать важность сохранения функциональности здания, обеспечения высокого уровня безопасности для посетителей и сотрудников.
Все указанные обстоятельства не позволяют однозначно выбирать индустриальные методы и способы проведения работ, а также накладывают ограничения на использование высокопроизводительных машин и специализированной техники. Анализ практики показывает, что благодаря реконструкции, многие объекты становятся лучше, функциональнее, чем были спроектированы и построены.
Безусловно, работы по реконструкции театрально-зрелищных зданий должны выполняться с соблюдением действующих строительных норм и требований, которые предъявляются к качеству конечного результата. Реконструкция театрально-зрелищных зданий может предусматривать частичную либо полную перепланировку помещений. Это, прежде всего, определяется стремлением многих отечественных театрально-зрелищных учреждений к созданию соответствующего для полного удовлетворения запросов посетителей современного пространства. Это пространство должно являться не просто площадкой для проведения показов, но и быть местом культурного досуга, показа кино, концертных, научных, политических мероприятий, а также местом проведения праздников, банкетов и балов. К внутреннему пространству предъявляются требования мобильности, гибкости, адаптивности и универсальности. Вполне логично, что, актуальной является необходимость реконструкции, результатом которой должно стать появление новых функций, формирующихся на классическом представлении о зрелищном объекте.
Поскольку работы по реконструкции театрально-зрелищных зданий и сооружений имеют существенные особенности, исследователи делают выводы о том, что при реконструкции театрально-зрелищных зданий должны решаться следующие типичные задачи [9, 10]:
Так как круг проблем, решаемых при реконструкции зданий весьма широк, объем работ велик, а производство этих работ осложняется специфическими особенностями театрально-зрелищных зданий, то при реализации проекта не исключены ошибки, дефекты и нарушения, что зачастую приводит к спорам между заказчиками и подрядчиками об их причинах и значимости. При невозможности разрешить эти споры на ведомственном уровне, они переходят в сферу цивилистического судопроизводства (как правило, такие гражданские дела рассматриваются арбитражными судами). В том случае, если появляются основания считать, что при реконструкции рассматриваемых объектов имеет место хищение денежных средств (ст. 158 УК РФ), то возбуждается и рассматривается уголовное дело [1]. Рассмотрение гражданских и уголовных дел этой категории невозможно без специальных экономических и строительно-технических знаний. Наиболее эффективная форма их использования – назначение и производство строительно-технической экспертизы (далее – ССТЭ). При производстве ССТЭ по определению видов, объемов, качества работ, выполненных по реконструкции театрально-зрелищных зданий и сооружений, проводятся следующие виды исследований: определение объемов и стоимости строительно-монтажных работ; установление затрат по видам ремонта и капитального строительства; установление и анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства; определение качества строительных и ремонтных работ.
Производственные процессы и требования к строительной продукции детально регламентированы и нормированы, поэтому при производстве ССТЭ используются как положения процессуального законодательства, так и положения соответствующих отраслевых нормативов, к которым относится в частности Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изменениями и дополнениями) [4]. В законе изложен комплекс требований к зданиям и сооружениям их проектированию, возведению и эксплуатации. Здесь же актуализируются такие вопросы, как пожарная безопасность, механическая безопасность, безопасность, обусловленная особыми природными и техногенными условиями, требования к энергоэффективности и безопасному воздействию на окружающую среду, о доступности для лиц с инвалидностью. Также законом предусмотрена необходимость оценки соответствия объектов требованиям и указаны формы этой оценки (строительный контроль, государственный строительный надзор, заявление о соответствии здания или сооружения проектной документации и др.)
При проведении ССТЭ достаточно часто используются также Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [2]. Указанный нормативный правовой акт содержит перечень актуальных национальных стандартов и сводов правил, применение которых является обязательным с целью обеспечения соблюдения требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. На сегодняшний день в документ включены два ГОСТа и семьдесят четыре свода правил (актуализированные редакции Строительных норм и правил).
При проведении ССТЭ по определению видов, объемов, качества работ, выполненных по реконструкции театрально-зрелищных зданий и сооружений необходимо учитывать такие их особенности, которые являются определяющими для функционирования учреждений, расположенных в них. В ходе обзора нормативных источников [8] и научной литературы [10, 11, 12, 13] были рассмотрены и обобщены специфические особенности рассматриваемых зданий, а именно:
Следовательно, эксперт на всех стадиях проведения исследования должен учитывать эти особенности, поскольку именно они оказывают влияние на планирование хода работ, на выбор методов и инструментов, применяемых при этом. Очевидно, что при производстве ССТЭ основными методами должны быть методы неразрушающего контроля, а специальные инструменты должны быть минимально инвазивными (лазерные и рентгенприборы).
При проведении судебно-строительных исследований целесообразно применение типовой методики ССТЭ, которая позволяет определять процедуру и содержание, и последовательность решения поставленных задач, круг которых во многом определён спецификой театрально-зрелищных зданий, базируется на результатах обобщения постоянно совершенствующейся практики производства ССТЭ. При этом вполне допустимы ситуации, когда эксперт, основываясь на знании методики и личном опыте, может разработать методику решения каждой поставленной перед ним задачи, а также конкретизировать заданную программу познавательных действий под конкретную ситуацию.
Таким образом, производство ССТЭ по определению видов, объемов, качества работ, выполненных по реконструкции театрально-зрелищных зданий и сооружений является сложным, весьма трудоёмким, познавательным процессом, что обусловливает необходимость профессиональной подготовки экспертов, специализирующихся в этом направлении исследований, востребованность в котором современным судопроизводстве постоянно возрастает.
Список литературы