УДК 614

Повышение уровня безопасности и комфорта во дворах жилых домов

Лурье Алексей Александрович – студент Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Целью работы является разработка мер по повышения уровня безопасности и комфорта во дворах жилых домов. Предмет исследования – уровень безопасности и комфорта во дворах жилых домов. Объект исследования – проблема комфорта и безопасности во дворах жилых домов. Результаты работы могут быть использованы при реконструкции дворов жилых домов.

Ключевые слова: Комфортный двор, безопасный двор, жилая среда, двор без машин.

Введение

Дворы жилых домов традиционно являются местом скопления живущих вокруг людей, в том числе семей с детьми. В спальных районах располагаются школы и детские сады, спортивные площадки и места отдыха (беседки). Если обратить внимание на то, как подобное пространство устроено в странах с развитой экономикой и уровнем счастья населения, таких как Финляндия, то можно заметить целый рад различий.

Опираясь на зарубежный опыт обустройства территорий дворов жилых домой, были выдвинуты основные направления по улучшению дворов в России.

Снижение числа автомобилей и другого транспорта во дворах. В подавляющем большинстве жилых дворов в России пространство используется под парковки. В новых высотных домах территория часто засыпается асфальтом, а оставшаяся земля либо засеивается некачественной травой и ограждается забором, либо с ней не проводится работа. Из-за количества автомобилей, которые жители домов паркуют в имеющемся пространстве, возникает ощущение приоритета автомобиля над пешеходом. Такая среда является небезопасной для детей, которые могут не заметить приближающийся автомобиль [1]. Родители не могут оставить своего ребенка без надзора, либо постоянно за него переживают. Необходимо ограничить возможность автомобильной парковки и транспортного передвижения во дворах жилых домов.

Предлагается оставить несколько парковочных мест около парадных, частью которых можно будет пользоваться ограниченное количество времени (для разгрузки автомобиля) бесплатно, а другую часть можно будет арендовать. Вырученные от аренды деньги пойдут на поддержание благоустройства территории. Автомобильные дороги должны быть сужены и пригодны только для проезда одной машины. За нарушения правил парковки должна быть усовершенствована система штрафов, а жители должны проявлять инициативность и социальную ответственность, следить за порядком и соблюдать его.

Благоустройство дворов. После снижение мест под парковку по дворе нужно создать искусственные ограничения, такие как приподнятое пешеходные переходы, чтобы ограничить скорость движения автомобилей и повысить комфорт передвижения внутри двора маломобильным людям.

Зоны перемещения пешеходов, включая места пересечения автомобильной дороги, должны находиться на одном уровне плоскости, а зоны транспорта – на другом. Освободившееся пространство дворов нужно использовать под новые места отдыха, такие как открытые беседки. Это поспособствует установлению новых социальных контактов среди соседей.

Вместо открытого грунта и неухоженной травы предлагается стелить плотный газон. Такой метод покрытия территории эффективнее высаживания травы, за которой требуется тщательный уход. В новых многоквартирных комплексах часто отсутствуют многолетние растения и деревья. Готовые деревья нужно взять из питомников, так как на выращивание новых уйдут годы. Такое озеленение территории занимает меньше времени, результат заметен сразу.

Тропинки, протоптанные во дворах, следует использовать в качестве дорожек, покрыть асфальтом или плитами. Однако при их прокладывании стоит уделить внимание одной важной особенности. Расположение дорожек должно быть выше газона для обеспечения водоотведения.

Вопрос избавления от излишков воды очень важен. Водосточные системы на домах должны уходить под тротуар для избежание обледенения пешеходной зоны в холодное время года. По краям дороги стоит установить решетки для водоотведения.

Сбор мусора во дворах. Огромные мусорные контейнеры, обнесенные бетонными стенками, не способствуют улучшению внешнего вида дворов. Реализовать раздельный сбор мусора в таких условиях нелегко. Предлагается создание определенной площади под землей, в которую будет убираться мусорный контейнер. На поверхности земли останется лишь небольшая надстройка с крышкой или трубой, в которую будет выбрасываться мусор. Это избавит жителей от неприятных запахов, создаст условия для развития раздельного сбора мусора.

 Результат

Концепция «двор без машин» пользуется популярностью в новых и строящихся домах. Ежегодно увеличивается процент подобного строящегося жиля. Ниже представлен график строительства жилья с концепцией «двор без машин» в зависимости от года начала стройки [3]:

1

Рисунок 1. Процент строящихся домов с концепцией «двор без машин». [3]

Рост спроса на рынке новостроек свидетельствует о том, что необходимо принимать подобные меры и в уже построенных домах. Это также поможет спасти владельцев квартир от обвала цен на рынке вторичной недвижимости.

По данным опроса проведенного среди жителей спального района Санкт-Петербурга, более 67% людей оценивает качество своих дворов как «низкое». Среди основных проблем были названы: парковка транспорта во дворе (18%) – первое место; состояние пешеходных дорожек и тропинок (12%) – второе место. Также основными проблемами было названо качество и количество зеленых насаждений, запущенность и загрязненность территории.

Реализация вышеуказанных мер приведет к увеличению процента людей, довольных дворовой территорией своего дома с нынешних 33% минимум до 70%.

Список литературы

  1. П.А. Третьякова, О.А. Шутова Исследование основных проблем благоустройства придомовых территорий районов с пятиэтажной застройкой – 2013. – 131 с.
  2. Андреева Л. В., Гульков А. Н. и др. Строительная экология: учебно-методической комплекс – Владивосток - 2015.
  3. Строительство жилья профессиональными застройщиками / Единый ресурс застройщиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://erzrf.ru/images/repfle/13654358001REPFLE.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: