УДК 34
Костяева Анастасия Михайловна – студент магистратуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Аннотация: Данная статья рассказывает о проблемах разработки законодательства о континентальном шельфе в Арктике. В статье поддается анализу развитие законодательства о континентальном шельфе в Арктике.
Ключевые слова: Арктика, арктический континентальный шельф, Россия, ООН, приарктические страны.
В последние годы к Арктике приковано внимание не только арктических государств, но и едва ли не всего мира. Такая мировая заинтересованность заставляет Россию ускорять принятие стратегических решений освоения Арктики.
Для максимального раскрытия потенциала Арктической зоны и приполярных территорий требуются новые вложения, что невозможно без комплексных мер по повышению инвестиционной привлекательности региона.
06 февраля 2020 года в Государственную Думу внесён пакет законопроектов, разработанный Минвостокразвития.
Проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определяет правовой режим этой территории, меры господдержки предпринимательской деятельности на её территории и порядок её ведения [1]. Предлагаемые изменения в Налоговом кодексе устанавливают налоговые преференции для инвесторов. Изменения в других документах также определяют порядок и преференции для резидентов.
Министерство одновременно с основополагающими документами разрабатывает и такие практические механизмы, как План развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года [2].
В законопроекте «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определены территории, включённые в Арктическую зону.
Разработчики предлагают трёхуровневую структуру управления Арктической зоной: Госкомиссия по вопросам развития Арктики, Минвостокразвития и управляющая компания.
Предполагается, что это позволит обеспечить «качественное применение мер поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне», а также позволит сэкономить средства федерального бюджета.
Законопроект устанавливает порядок и критерии предоставления статуса резидента Арктической зоны для организаций, ведущих инвестиционную деятельность на этой территории. Получившим такой статус лицам будет предоставляться государственная поддержка в виде налоговых льгот, особые условия осуществления госконтроля, трудовой деятельности сотрудников, заключения соглашений о партнёрстве и концессий, регулирования земельных и градостроительных отношений и контроля при пропуске лиц, транспорта, грузов и товаров в пунктах пропуска Арктической зоны.
Как предполагают разработчики, принятие федерального закона позволит привлечь в Арктическую зону не менее 6,7 триллиона рублей частных инвестиций до 2030 года и создать 28 тысяч новых рабочих мест.
Законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс предусмотрено введение отдельной категории налогоплательщиков – резидентов Арктической зоны РФ.
Кроме того, реализация инициативы потребует внесения поправок в Налоговый кодекс и ряд других поправок в отдельные законодательные акты РФ. В этой связи подготовлены соответствующие законопроекты. Они устанавливают налоговые и иные льготы, содержат исключения из общих правил налогообложения:
Суть налоговых преференций:
Система преференций предусматривает, в том числе, возможность строительства инфраструктуры за счет государства на основании отдельных решений Правительства РФ.
Так, с 01 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые должны дать дополнительный стимул добыче углеводородов на шельфе, производству сжиженного природного газа (СПГ), развитию газохимии, а также освоению новых нефтегазоносных провинций в Арктической зоне.
Для стимулирования производства СПГ и продуктов газохимии от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) освобождаются ресурсные базы (месторождения) таких проектов, расположенные за Северным полярным кругом, в Архангельской области, Коми, Якутии, на Ямале и Чукотке. Нулевая ставка налога будет применяться либо до достижения накопленного объема добычи газа уровня 250 млрд. кубометров, либо в течение 12 лет с первой продажи сырья. Льгота распространяется исключительно на новые производственные мощности. Также эти проекты смогут получить региональные льготы. Регионы вправе устанавливать для них пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональные бюджеты [3].
Поправки предоставляют преференции проектам по добыче углеводородов с шельфа. Наибольшие льготы предоставлены для разработки новых морских месторождений в северной части Охотского моря, в южной части Баренцева моря, в Печорском, Японском и Белом морях. Ставка НДПИ здесь составит 5% для нефти и 1% для газа на первые 15 лет с начала промышленной разработки.
Однако такое серьезное снижение налогового бремени едва ли приведет к бурному росту морской добычи с арктического шельфа, но будет способствовать общему развитию отрасли. Это связано с действием санкций и низкими ценами на нефть, из-за которых полномасштабная разработка арктического шельфа затруднительна.
Другим законопроектом вносятся поправки в иные законодательные акты в части осуществления ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного контроля, полномочий региональных властей, предоставления земельных участков, градостроительства, госконтроля и надзора, заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве резидентов и таможенного регулирования на территориях, включённых в Арктическую зону РФ.
Система преференций предусматривает, в том числе, возможность строительства инфраструктуры за счёт государства на основании отдельных решений Правительства РФ.
В Фонде развития Дальнего Востока (ФРДВ) на рассмотрении уже находятся инвестиционные проекты в Арктике общей стоимостью 87 миллиардов рублей с потенциальным участием фонда в размере 27,5 миллиардов рублей. В 2020 году на финансирование арктических проектов может быть направлено до 15 млрд. рублей. ФРДВ рассчитывает сфокусироваться на проектах среднего размера в транспортной и туристической отраслях.
Однако необходимо отметить, что сводить решение этой задачи к одной лишь перенастройке инвестиционных условий региона неверно. Настоящее время требует радикально новых подходов. Такие подходы предполагают проведение широких, комплексных преобразований, направленных на то, чтобы улучшить весь экономический климат в целом. Именно широкий взгляд на вещи, учитывающий большой круг факторов (в том числе, казалось бы, лежащих вне экономической и инвестиционной плоскости), способен дать максимальную отдачу. В целом, и системе государственного управления, и бизнесу, работающему на Севере, не хватает открытости. А ведь прозрачность формирует предсказуемость, понятность экономических условий, а значит – создаёт необходимые гарантии инвестиций. Не хватает и общего ощущения равенства перед законом, равной ответственности для всех участников бизнес-процессов [4].
Достижение прозрачности и равенства условий – задача для системы государственной власти всех уровней. Имеет смысл поговорить и о конкретных отраслевых проблемах Севера. Нефтегазовая добыча является центральным драйвером развития северных территорий.
Это та основа, на которой в данный момент зиждется освоение Арктики. Несмотря на очевидные успехи, выражающиеся в цифрах, растущих год от года, даже в этой сфере не всё и не всюду обстоит благополучно.
Острой проблемой является недоисследованность северных недр. Слишком долгое время отрасль «ехала» на советском наследии – геологоразведочных данных, сформированных ещё в прошлом веке. Эти данные пополняются неудовлетворительными темпами. Государство подчёркивает важность геологоразведки для увеличения ресурсной базы Севера. Однако вопрос о том, кто именно понесёт основное бремя расходов по изучению недр, остаётся открытым.
Серьёзный вызов, реально тормозящий наше продвижение в Арктику – утрата технологий и компетенций, проблемы в подготовке кадрового потенциала. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия оказалась привязанной к западным технологиям, техническим решениям и поставкам оборудования. Особенно выпукло эта проблема проявляется на переднем крае освоения арктических богатств.
Речь идёт о разработке трудноизвлекаемых запасов углеводородов и шельфовых месторождений. Именно тут наша зависимость выражена ярче всего. Если раньше в этом вопросе можно было полагаться на «заграницу», закупая необходимые технологии и изделия, то после 2014 года доступ к ним ограничен. На повестке дня – необходимость импортозамещения и форсированной разработки собственных технических решений [5].
В данной области не всё так плохо – «Новатэк» реализует российскую технологию сжижения газа и строит отечественные производственные линии, Газпром создаёт цифровые модели недр, и это не единичные примеры. Тем не менее, несмотря на успехи, темпы реализации этой сверхважной задачи оставляют желать лучшего. Одна из причин – недостаточный объём инвестиций в эту сферу.
При этом такие отрасли, как нефтесервис, строительство промышленных объектов и инфраструктуры, а местами и промышленность характеризуются заметным присутствием иностранного элемента. Иностранные компании вытесняют отечественных коллег, лишая их куска хлеба.
Одна из причин – наличие у иностранных игроков доступа к дешёвым кредитам, наличие значительных оборотных средств и, как следствие, способность работать в условиях задержек по платежам. Подобной «роскоши» отечественные компании позволить себе не могут, из-за чего и проигрывают в этом соревновании. Итог – вытеснение российских предприятий с рынка и, как следствие, уже упомянутая потеря мощностей, утрата компетенций [6].
Поводом для оптимизма является то, что и государство, и бизнес, и общество осознают наличие сложностей и думают над тем, как их преодолеть. Понимать проблему, сознавать, что она существует – уже часть решения.
В широком плане, Арктике требуются понятные и справедливые правила игры, обеспечивающие стабильность и позволяющие безбоязненно вкладывать средства, инвестировать в добычу, производство и инфраструктуру.
Экономические игроки – и крупные, и средние, и малые – должны пользоваться равной защитой закона и государства, равным доступом к инвестиционным и прочим ресурсам для ведения бизнеса. Пока что с этим, к сожалению, имеются сложности.
Необходимо принять меры к повышению качества административных услуг, предоставляемых бизнесу всех форм собственности. Государство должно быть честным и открытым партнёром бизнеса во всех его благих начинаниях. Все участники экономического процесса должны понимать, что делают одно важное и общее дело.
Список литературы