gototopgototop

УДК 34

Проблемы правового регулирования франчайзинга в России

Гатиятуллина Эльмира Маратовна – начальник отдела Правового сопровождения проектов в сфере электронной подписи Научно-исследовательского института «Восход».

Аннотация: В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как механизма осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: Анализ, франчайзинг, правовое регулирование, коммерческая концессия.

На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует термин «франчайзинг». Правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, использующими механизм франчайзинга, на территории Российской Федерации регулируются положениями Главы 54 «Коммерческая концессия» Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В ряде комментариев к указанной главе делается вывод о тождественности терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг», «коммерческая концессия» является отечественным эквивалентом известного в западном законодательстве понятия «франчайзинг» или «франшиза». Однако концепция франчайзинга как модели бизнеса гораздо шире отношений, регулируемых договором коммерческой концессии.

Сущность франчайзинга заключается в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, менее подкованным в данном отношении. Коммерческая концессия регулирует отношения сторон на уровне более близком к лицензионному соглашению – передача за вознаграждение, в первую очередь, права использования фирменного наименования, товарного знака, ноу-хау правообладателя.

Необходимо отметить, что для урегулирования отдельных франчайзинговых правоотношений могут использоваться иные виды договоров, в том числе лицензионный, дистрибьюторский, дилерский и другие [2, c. 74-77].

В 2014 году был разработан и внесен на обсуждение и принятие проект Федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014). Однако, законопроект был отклонен Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания от 16 марта 2016 г. № 8479-6 ГД «О проекте федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге».

Соотношение договора коммерческой концессии и франчайзинга важно не только в теоретическом, но и в практическом смысле. В многих зарубежных странах предмет договора коммерческой концессии отличается от предмета договора франчайзинга. Предметом договора коммерческой концессии является предоставление исключительного права на продажу товара, производимого одним лицом, другому лицу. Это фактически уступка исключительного правомочия собственника – распоряжения товаром путем его продажи.

В российском законодательстве обязанность по передаче прав на средство индивидуализации правообладателя предусматривает ст. 1027 ГК РФ. Можно сделать вывод о том, что глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая указанную статью, должна именоваться «Франчайзинг».

Многие российские юристы разделяют мнение, что под коммерческой концессией следует понимать франчайзинг. В.В. Витрянский, например, считает [4], что понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising».

Н.А. Ющенко и Э.Ф. Гумерова в своих исследованиях отмечают ряд проблем, с которыми сталкиваются на практике стороны договора коммерческой концессии [3]. Причиной этих проблем является несовершенство российского законодательства данной сферы. По мнению авторов, это является существенным препятствием для зарубежных инвесторов, франчайзеров, которые либо отказываются от развития франчайзинговых сетей на территории России, либо вынуждены разрабатывать новые условия для работы по этой схеме.

Необходимо отметить, что российские предприниматели также сталкиваются с рядом проблем при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием механизма франчайзинга. Это связано с принципиальными различиями в законодательстве России и других стран. В связи с этим следует внимательно анализировать существенные особенности и ключевые элементы при переходе бизнеса из одного государства в другое.

Например, европейское и американское законодательство накладывают ряд обязанностей на франчайзера по предоставлению информации перед заключением договора. Такая практика дает дополнительные гарантии и уверенность франчайзи. Однако, в российском законодательстве на сегодняшний день не урегулированы вопросы, связанные с преддоговорными отношениями.

На основе приведенного анализа некоторых аспектов законодательства в России и за рубежом можно сделать вывод о том, что в российском и зарубежном законодательстве имеется ряд проработанных положений, которые подтверждаются успешным практическим опытом реализации. В связи с этим, при проведении работы по усовершенствованию правового регулирования франчайзинга в России, предлагается учитывать положительный и отрицательный опыт других стран.

Ключевым вопросом для России является необходимость формирования терминологии, касающейся франчайзинга, урегулирование преддоговорных отношений, а также урегулирование отношений, возникающих после окончания договора франчайзинга.

Коммерческая концессия (франчайзинг) является важным направлением для развития отечественной экономики, в силу чего необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования этих отношений в нашей стране с использованием мирового опыта.

Список литературы

  1. В. В. Витрянский Реформа российского гражданского законодательства. Промежуточные итоги. Гражданское право. //Статус, ISBN: 978-5-8354-1241-9, 2016. С. 62-89
  2. Коваленко А.А. Правовое регулирование коммерческой концессии: история становления института и проблемы развития российского законодательства // Материалы 12-й Международной научно-практической конференции «Наука и инновации», 7–15 октября 2016 г. Przemysl: Nauka I studia, 2016. Vol. 7. С. 74–77.
  3. Ющенко Н.А., Гумерова Э.Ф. Договорное регулирование коммерческой концессии (франчайзинга): проблемы развития гражданского законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 143–148.
  4. Реформа российского гражданского законодательства. Промежуточные итоги В. В. Витрянский Гражданское право ISBN: 978-5-8354-1241-9 Год издания: 2016 Издательство: Статус.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail