gototopgototop

УДК 34

Актуальные проблемы заключения электронных договоров с участием потребителей

Каламбет Денис Александрович – студент магистратуры Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

Аннотация: В современном обществе актуальным является выявление юридических проблем при заключении электронных договоров с участием потребителей. В этой статье я подробно проанализирую данный вопрос для усовершенствования гражданско-правовых норм, регламентирующих нюансы таких относительно новых для юридической практики взаимоотношений.

Ключевые слова: Договор, потребитель, дистационно, электронно.

В Современном веке развитие информационно-телекоммуникационных технологий и интернета привело к появлению электронной коммерции. На первый взгляд, очень удобно получить нужный потребителю продукт, не выходя за порог своего дома. Однако при этом следует учитывать ряд особенностей, которые отличают дистанционную куплю-продажу от заключения договора купли-продажи в непосредственном месте реализации товаров в присутствии потребителя и продавца. Такой способ продажи всё равно будет интерпретироваться надзорными органами.

Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет услуги как самостоятельный объект гражданских прав [2]. Благодаря свободе выбора товаров, работ и услуг, а также свободе договора, граждане и организации свободны не только в выборе необходимых им услуг, но и в выборе исполнителей этих услуг. Приобретение товара дистанционным способом, основывается на ознакомлении покупателя с описанием, характеристиками, формами, видами, предлагаемого продавцом товара, содержащимся в каталогах, брошюрах, буклетах или представленным на фотографиях либо с использованием сетей почтовой связи, телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также сетей связи для вещания телеканалов и (или) радиоканалов, либо иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или образцом товара при заключении такого договора, с возможностью доставки или получить лично из ближайшего офиса [5].

Потребители услуг могут вступать в договорные отношения с исполнителями как в реальности, так и в сети Интернет, и дистанционный вариант становится наиболее популярным в современном обществе, несмотря на то, что вторая сторона обладает минимальной информации об исполнителе предоставляющую данную услугу, которой порой оказывается недостаточно для обеспечения безопасности сделки.

С точки зрения ГК РФ продажа товаров в интернете является публичной офертой (см. ст. 437 ГК РФ), поскольку в интернет-сайтах, предложение о приобретении адресовано неопределённому кругу лиц. В пункте 2 статьи 437 ГК РФ, если предложение (товарный лот, карточка товара) содержит все существенные условия договора и из него усматривается воля исполнителя заключить договор купли-продажи на указанных сайтах интернета. Условия потребителя, который откликнется на заинтересованное предложение, оно является публичной офертой.

Покупатель принимает предложение, кликнув на специальную рамку в области сайта продавца и заполнив открывшуюся на экране форму, подтверждает данные условия сделки. Оплата производится различными способами по удобству потребителя: электронными деньгами, банковскими картами, электронным кошельком и т.д. конечно, покупатель в этом случае находится в подвешенном состоянии от ожидания получения товара как на «картинке»

Особенность дистанционной продажи заключается в том, что покупатель физически лишен выбора и подбора товара, а увидит он его только после получения. При вступлении в гражданско-правовые договорные отношения обе стороны не видят друг друга. Как правило, договор заключается в электронной форме путем акцепта публичной оферты, размещенной в веб-магазине, на сайте продавца. В статье 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 ред. от 24.04.2020 «О защите прав потребителей»[3] регулируется дистанционный способ купли-продажи, а также закрепляет отношения между покупателем и продавцом при дистанционной покупке и продаже, однако он не обеспечивает полной защиты потребителя во всех гражданско-правовых аспектах. Так согласно Закону «О защите прав потребителей», каждый интернет-магазин должен содержать следующую информацию:

  • основные потребительские свойства товара;
  • адрес (место нахождения) продавца;
  • место изготовления товара;
  • вся информация о продавца (изготовителя);
  • цена в рублях и условия приобретения товара;
  • возможности доставке товара;
  • срок службы, годности, гарантия;
  • порядок оплаты товара;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора купли-продажа (п. 2 ст. 26.1).

При условии, что в момент доставки товара потребителю должна быть представлена в письменной форме о приобретаемом товаре, согласно списку обязательных сведений о товаре, приведённому в статье 10 Закона «О защите прав потребителей» (например, в технической документации, на этикетках, маркировке товаров). Исполнитель также обязан в письменной форме предоставить потребителю информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества – составляет 7 дней п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей». Если этого не указать, срок возврата для покупателя увеличивается до 3-х месяце с момента получения товара.

Любой договор с участием потребителя характеризуется следующими основными признаками, которые лежат в основе гражданско-правовых отношений и соответствующих правовых норм:

  1. В момент заключения договора, между сторонами возникает юридическая необходимость. Договор создает юридические связи между физическими лицами, а также служит инструментом для создания таких связей.
  2. В договоре применяются общие принципы и принципы гражданского права. Ни одна из сторон договора при его заключении не является подчиненной другой стороне. Стороны соглашения имеют взаимно равные права и обязанности.
  3. Отношения, возникающие на основе договора, проявляются в действиях или бездействии физических лиц. Сущность договорных отношений заключается в совершении действий, ведущих к достижению целей сторон договора и удовлетворению их интересов.
  4. Договор заключается с согласия сторон и определяет условия, необходимые для удовлетворения потребностей всех участников.
  5. Договор выполняет регулятивную функцию, он фиксирует правовую модель поведения сторон в границах возникающих отношений.
  6. Соблюдение всех прав и обязанностей, заключенных в договоре, регулируется нормами государственного и организационного воздействия.
  7. Юридическое равенство предполагает эквивалентность в отношениях между сторонами договора.
  8. Однако не совсем конкретно ясно понятия договора и сделки, поскольку: договор всегда имеет как минимум две стороны, а сделки могут быть односторонними; для заключения договора необходимо согласие как минимум двух сторон, а для заключения сделки, в некоторых случаях, достаточно всего одного лица.
  9. В случае совершения любой сделки договор заключается на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Основная цель соглашения - достижение правового результата. В соответствии с частью 3 статьи 42 ГК РФ обязательства, вытекающие из договора, регулируются общими положениями об обязательствах, если иное не предусмотрено главой 27 ГК РФ. Существует несколько проблем правового регулирования заключения договора с участием потребителя, в частности, купли-продажи дистанционным способом. Рассмотрим некоторые из них [1]:
  1. Проблематичная идентификация пользователей обусловлена заключением договора в электронной форме. Наиболее подробное объяснение этой проблемы дано юристом К. В. Филимоновым в научной статье, посвященной правовому регулированию контрактной формы в электронной коммерции [7]. В данном случае форма сделки не ясна, так согласно Гражданскому кодексу РФ, все сделки могут совершаться в устной форме, если нет положения об обратном. Одна из проблем, возникших в связи с внесением изменений в Федеральный закон Российской Федерации "О персональных данных", связана с электронной подписью [6]. Защита персональных данных российских граждан обеспечивается только в пределах границ Российской Федерации, что влечет за собой ряд сложностей при покупке и продаже дистанционным способом, в зарубежных интернет-магазинах.
  2. Проблема достоверности информации, размещаемой на сайте о посредниках. Дистанционная купля-продажа подразумевает предоставление только информации о товаре и его продавце. Согласно п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец должен предоставить достоверную информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, цене и условиях покупки, месте нахождения продавца и его полном наименовании, сроке, определяющем оферту, дистанционной купле-продаже и др. В случае купли-продажи товаров через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет предстает как проблема, которую мы рассматриваем. Веб-сайт - это виртуальное место, которое является нематериальным источником информации о своем владельце, а также об услугах, работах или продуктах, которые он рекомендует потенциальному потребителю. Все элементы сайта основаны на специфическом программном обеспечении, с оформлением, приятным контекстом и принадлежат отдельному серверу. Часто владелец сайта не является владельцем сервера. Из этого следует, что помимо продавца и потребителя в электронном договоре присутствует третье лицо, которое может действовать в своих собственных интересах, если его участие в информационном обеспечении не регулируется отдельным договором, который обязывает его предоставлять только правдивую информацию о владельце сайта, которому он предоставляет сервер для использования на платной основе. Иными словами, потребитель, заключающий договор купли-продажи в Интернете, всегда должен иметь в виду, что информация о товаре или продавце, содержащаяся на сайте, может быть ненадежной. Поэтому мы считаем необходимым ввести правовое регулирование ответственности владельцев сайтов (продавцов) за информацию, которую они размещают на своих информационных ресурсах, и отразить ее соответствующим образом в электронном договоре.
  3. Имеющиеся пробелы в международно-правовом регулировании электронной торговли. Теперь многие международные организации принимают участие в унификации электронной коммерции.[4] Наряду рассматриваются вопросы международного частного права, а не электронной коммерции в целом. Следственно, существует разногласие в применении действующих международных договоров купли-продажи с применением электронного обмена данными. На основании вышеизложенного, значительные пробелы в современном законодательстве в сфере дистанционной купли-продажи вызывают проблемы защиты прав потребителей. Поэтому повышенное внимание необходимо предоставить разработке законодательства и способу решения проблем, возникающих при проведении электронных продаж.
  1. Необходимо систематизировать законодательство в сфере дистанционной купли-продажи, необходимо создать единые правила для всех участников этого процесса.
  2. Необходимо создать нормативную базу для расширения возможностей саморегулирования деятельности продавцов при дистанционной купле-продаже. Вам нужно связать доменное имя сайта с определенным продавцом такая регистрация тоже разрешит вам регулировать процесс налогообложения дистанционных продаж, который на сегодняшний день не решен на законодательном уровне, что будет в обязательном порядке отображаться в электронном договоре.
  3. Гарантии клиента обязаны быть юридически зафиксированы:

Обязательное предоставление информации об индивидуальных особенностях электронного контракта до заключения договора купли-продажи;

Законодательская фиксация перечня главной информации, необходимой для заключения договора дистанционной купли-продажи;

Юридическая регистрация коммерческого Интернет-сайта (скидка продавцу, карты лояльности, личные кабинеты, данные о посреднике и др.)

Наступление ответственности информационных посредников за рекламу недостоверной информации.

Помимо общих требований для всех интернет-магазинов существуют ещё и ограничения для торговли отдельными видами товаров. Если продавец предлагает к продаже на своём сайте товары ограниченного оборота, то ему придётся забыть о розничной интернет-торговле. Так в п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом прямо запрещает розничную продажу таких товаров, как:

  • алкогольная продукция;
  • изделия из драгоценных и редкоземельных металлов (а также сами металлы),
  • лекарственные средства (но не лекарственные травы),
  • табачная продукция, драгоценные камни и изделия из них,
  • другие (см. Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (утверждён Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. N179) и специализированное законодательство по торговле отдельными видами товаров.

Вышеуказанный список, запрещает продажу в онлайн-магазинах в Российском законодательстве для потребителей (т.е. физическим лицам для их личных, семейных, домашних и иных нужд).

Так, электронный договор с участием потребителей в дистанционной системе гражданско-правовых договоров занимает весьма особое место. Вследствие электронной коммерции покупатели имеют значительно больше возможностей подбирать, знакомиться, сравнивать и приобретать услуги, товары и работы по более выгодным и более лояльным ценам у большего числа поставщиков. Преимущества электронной коммерции, которая существенно набирает обороты в современном обществе, требуют надлежащей юридической защиты, гражданско-правовой защиты потребителей, путем обеспечения сохранности товаров, предложений, работ, раскрытия информации, защиты платежей и немедленного объективного разрешения споров, образующихся из-за нарушения договорных обязанностей.

Любое нарушение из вышеописанных правил интернет-сайтов может стать не только поводом для проверки владельца интернет-магазина органом Роспотребнадзора, но и специальный надзором за оборотом отдельных видов товаров, вплоть до блокировки всего сайта. Последствия которой представляются не такими уж убыточными по сравнению с блокировкой доменного имени и IP-адреса всего интернет-магазина.

Список литературы

  1. Архипов В.В., Мелащенко Н.В., Килинкарова Е.В., Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности. М.: Изд-во «Закон», 2014.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994 г.
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей"
  4. Кирпичев А.Е. Соотношение понятий «потребительский договор» и «обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности»: проблемы теории и правоприменения // Мировой судья. 2014. № 1.
  5. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41.
  6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" // Собрание законодательства РФ. 2006 г. № 31.
  7. Филимонов К.В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции // Юрист. 2007. № 12.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail