УДК 33

Аналитические процедуры как аудиторские процедуры в ответ на риск мошеннических действий

Галиева Регина Ришатовна – студент магистратуры Казанского федерального университета.

Аннотация: В статье рассматривается категория «аналитические процедуры» согласно нормативным документам и научно-профессиональной литературе. Предлагается определение сущности аналитических процедур как процедур в ответ на риск мошеннических действий на основе изучения крупнейших мошеннических операций в международной практике.

Ключевые слова: Аудит, аналитические процедуры, риск мошеннических действий, «дело Энрон».

В международной практике основным документом, регулирующим применение аналитических процедур в аудите, является МСА 520 «Аналитические процедуры». Согласно указанному стандарту под аналитическими процедурами понимается «оценка финансовой информации посредством анализа вероятных взаимосвязей между финансовыми и нефинансовыми данными».

В научно-профессиональной литературе также приводятся различные трактовки данного понятия, которые отражают схожие стороны категории «аналитические процедуры». Стоит выделить работы Ж.А. Кеворковой, в которых исследуется применение аналитических процедур с позиции обеспечения экономической безопасности бизнеса. Придерживаясь данной концепции, мы рассмотрели сущность аналитических процедур с точки зрения выявления мошеннических операций. При изучении исторического развития данной категории были выявлены характерные особенности перехода от одного этапа к другому – это принятие серьезных мер на уровне законодательства вследствие выявления крупных мошеннических операций. В большинстве случаев мошеннические действия связаны с недостатком контроля, сговора между руководящим персоналом, в том числе ввиду упущений с законодательной точки зрения. Мы проанализировали крупнейшие мошеннические скандалы, результаты представлены в виде таблицы 1:

Таблица 1. Крупнейшие мошеннические скандалы.

Год

Этап

Компания

Описание

1932

Переход с «подтверждающе-го» аудита на «системно-ориентированный» аудит

Крюгер энд Толл (Kreuger & Toll, Inc.)

Незаконное присвоение спичечных фабрик (через подставных лиц), искажение финансовой отчетности, заключение фиктивных сделок, подделка ценных бумаг, привлечение подставных фирм к аудиту своих предприятий и заключение сомнительных сделок. Следствие: требование о прозрачности сделок на государственном уровне

1939

Переход с «подтверждающе-го» аудита на «системно-ориентированный» аудит

МакКессон энд Роббинс Инкорпорейтед (McKesson & Robbins, Inc.)

Использование подставных имен руководителей компаний, подделка документации по продажам с последующей выплатой комиссионных вознаграждений фирмам-однодневкам, находящихся под их контролем. Следствие: законодательное требование в создании комитетов по аудиту «внешних» директоров, утверждение акционерами аудитора компании

1976

«Системно-ориентированный» аудит

Корпорация Локхид (Lockheed Corporation)

Дача взяток руководителями компании зарубежным государственным чиновникам с целью продвижения своего продукта на рынке. Следствие: принятие в 1977 г. Закона о коррупционной деятельности за рубежом (в США)

1970

«Системно-ориентированный» аудит

Чикита Брэнде Инкорпорейтед (Chiquita Brands)

Дача крупной суммы взятки главе Гондураса за снижение экспортных пошлин на свой товар. Следствие: принятие в 1977 г. Закона о коррупционной деятельности за рубежом и последующие реформы, в том числе принятие Положения № 56 «Аналитические процедуры» в 1988 г. (США)

2001

«Риск-ориентированный» аудит

Корпорация Энрон (Enron Corporation)

Фальсификация отчётности, вводившая в заблуждение инвесторов. Создание оффшорных компаний с целью оформления на них долгов компании => сокрытие убытков. Следствие: принятие Закона Сарбейнза-Оксли

На основе анализа наиболее нашумевших мошеннических операций, возникающих практически на каждом этапе развития аналитических процедур в аудите, стоит отдельно отметить «дело Энрон», так как в данном деле также «замешана» аудиторская компания «Артур Андерсон», которая впоследствии обанкротилась в связи с потерей репутации и клиентов. На тот момент согласно критикам вовлеченность в дело «Артур Андерсон» в лучшем случае состояло в их некомпетентности и неспособности выявить данного рода мошеннические операции. В худшем случае они сознательно оставили без внимания то, что в данных «Энрон» не сходились концы с концами, потому что не хотели терять прибыльный поток заказов на консалтинг и другую работу, который обеспечивал им «Энрон».

Несмотря на то, что более вероятным следствием событий является сговор между указанными сторонами, не следует считать виноватыми только аудиторов - само существующее законодательство, полное всевозможных лазеек, поощряло такой подход к учету, при котором важным становился не смысл операции, а соответствие ее «букве закона». Следствием «дела» стали реформы в этой области, а именно, был принят Закон Сарбейнза-Оксли, значительно ужесточивший требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки.

Таким образом, компетентный аудитор путем проведения аналитических процедур способен выявить риск недобросовестных действий, в частности, например, проведя оценку деятельности, получив глубокий анализ всех бизнес-процессов и потоков/ оттоков денежных средств компании, выявив необычные или аномальные хозяйственные операции в деятельности компании. Учитывая то, что риск недобросовестных действий является по своей сути ключевым и высоким риском, а также ввиду большой вероятности создания новых мошеннических систем в век цифровизации, мы полагаем, что выделение данной специфики в качестве отдельной сущности термина является целесообразным. Мы предложили следующее определение аналитических процедур на основе описанной темы: «под аналитическими процедурами, среди прочего, понимается оценка экономической безопасности бизнеса, а именно определение параметров, соотношений показателей, позволяющих получить надлежащие аудиторские доказательства в ответ на риск недобросовестных действий руководства».

Однако в первую очередь необходимо проверить возможности внутреннего аудита компании в противодействии корпоративному мошенничеству, в выявлении признаков коррупции, экономического ущерба и упущенной выгоды ключевых заказчиков: хищений и вывода активов, коррупции, искажения учетной документации и фальсификации финансовой отчетности, налоговых преступлений, приписок пересортицы, повторных закупок, неучтенного производства продукции и ее реализации, «откатов» и манипуляций с ценами, злоупотребления при осуществлении подрядных работ, встроенного бизнеса, манипуляций в тендерах.

Пунктом 2.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регламентируется, что в случае выявления оснований для предположения о сделках или финансовых операциях аудируемого лица, осуществленных преступным путем, в целях легализации (отмывания) доходов, или финансирования терроризма, аудитор обязан сообщить в уполномоченный орган.

 В ответ на риск мошеннических операций аудитор, помимо выполнения аналитических процедур, должен запросить у руководства аудируемого лица и, если применимо, у лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что все известные случаи несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов, в том числе № 115-ФЗ, влияние которых должно учитываться при подготовке бухгалтерской отчетности, были раскрыты аудитору.

Список литературы

  1. Захарова, К. Н. Экономическая экспертиза как вид аналитических процедур при проведении аудита достоверности финансовой отчетности / К. Н. Захарова, Ж. А. Кеворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41018/ (дата обращения: 23.05.2020).
  2. Международный стандарт аудита 520 «Аналитические процедуры» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н);
  3. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: